linksdomen.txt sape_code_include.php
История отраслевого образования

История отраслевого образования

Институт Корпуса инженеров путей сообщения – первое учебное заведение

История отраслевого образования в области железнодорожного дела имеет богатую историю. Но уровень наших железнодорожников доказывает, что образование в этой отрасли очень сильное. Разберемся по порядку.

История отраслевого образования
Юсуповский дворец, в нем размещался Институт Корпуса инженеров путей сообщения

В 1809 г. в Петербурге был открыт первый транспортный институт — Институт Корпуса водяных и сухопутных сообщений (с 1810 г. — Институт Корпуса инженеров путей сообщения, с 1993 г. — Петербургский государственный университет путей сообщения). Именно это событие положило начало железнодорожному образованию в России.

Подготовка специалистов-железнодорожников среднего звена велась с начала XIX в. Учебные заведения водного транспорта выпускали кондукторов, станционных работников, чертёжников. Военно-строительная школа, открывшаяся в 1820 г. при Петербургском институте корпуса инженеров путей сообщения, обучала средний технический персонал строительного профиля. Позднее из ремесленных училищ стали выпускаться паровозные машинисты и кочегары, рабочие по ремонту подвижного состава.

Середина XIX века — открытие технических железнодорожных училищ

К середине XIX века протяжённость железнодорожных путей начала стремительно расти, все острее чувствовалась нехватка обслуживающего персонала. Для решения этой проблемы в 1869 г. правительством было принято решение об открытии технических железнодорожных училищ на средства городов, общественных организаций и частных лиц. На строительство и содержание этих училищ владельцы железных дорог ежегодно отчисляли от доходов по 15 рублей с версты пути. Кроме технических училищ существовали кондукторские школы, выпускавшие кондукторов, писарей и других низших служащих.

В 1869 г. в Ельце при мастерских Орловско-Грязской железной дороги было открыто Александровское железнодорожное училище, начавшее готовить средний технический персонал для железнодорожного транспорта: начальников станций и их помощников, машинистов, техников и мастеровых по ремонту подвижного состава и пути, телеграфистов. Выпускникам присваивалось звание техника II разряда. Преподаватели училища уделяли огромное внимание практическим занятиям в учебных мастерских. Прикладной характер носило преподавание не только специальных, но и общеобразовательных дисциплин.

С конца 80-х гг. XIX века в средних учебных заведениях был установлен 3-летннй срок обучения, внесены существенные изменения в программу, увеличено число общеобразовательных и специальных предметов. Практическая подготовка железнодорожников была значительно выше подготовки выпускников многих других технических училищ.

В 1886 г. было утверждено «Положение о технических железнодорожных училищах», введены новые учебные планы, а в следующем году — единые для всех училищ этого типа учебные программы по предметам. Согласно этому положению технические железнодорожные училища готовили машинистов, помощников машинистов, дорожных мастеров и других специалистов. Обучение продолжалось 3 года, после чего учащиеся проходили обязательную двухлетнюю практику. В училище принимались лица в возрасте 14 — 18 лет, в основном дети железнодорожных служащих.

Московское инженерное училище

Бурное развитие железных дорог требовало подготовки не только специалистов среднего звена, но и значительного числа инженерных кадров.

В 1896 г. было открыто второе высшее учебное заведение по подготовке инженеров железнодорожного транспорта — Московское инженерное училище (в настоящее время — Московский государственный университет путей сообщения, МИИТ). В отличие от Петербургского института в училище был не 5-летний, а 3-летний срок обучения. Для получения диплома студентам необходимо было пройти 2-летнюю практику на строительстве или эксплуатации путей сообщения, представить и защитить отчёт по ней. В 1913 г. училище было преобразовано в Институт путей сообщения. Образование стало 4-летним.

Развитие образования в первой половине XX века

В 1914 г. на железнодорожном транспорте имелось 42 технических училища с 4105 учащимися. В 1916-1917 учебном году в России в двух железнодорожных вузах обучалось немногим более 1 тыс. студентов. К 1917 г. институты подготовили 7,1 тыс. инженеров. В труднейших условиях 1917-1920-х гг. Петроградский институт инженеров путей сообщения выпускал в среднем 90 инженеров в год.

В 1912 г. появился новый тип училищ — училища службы движения, в которых готовили коммерческих конторщиков, весовщиков, таксировщиков, кассиров, начальников станций. В эти учебные заведения принимали юношей в возрасте 17 — 19 лет. Срок обучения составлял 2 года, после чего предусматривался год практики.

В первые годы Советской власти остро ощущалась нехватка специалистов со среднетехническим образованием. В 1917-22 гг. на базе бывших технических железнодорожных училищ были открыты профессиональные школы. Начиная с 1920 г. многие училища и профессиональные школы были переименованы в техникумы. К 1921 году число средних технических училищ возросло до 71. Их выпускники работали главным образом на восстанавливаемых объектах железных дорог. В 1932 г. в стране было уже 135 техникумов.

Целенаправленная подготовка квалифицированных рабочих для транспорта в широких масштабах началась с 1921 г., когда появились школы фабрично-заводского ученичества. Всего в конце первой пятилетки к 1932 г. было выпущено для железных дорог около 55 тыс. квалифицированных рабочих.

В середине 30-х годов возникло массовое движение женщин по освоению мужских профессий. На железнодорожном транспорте женщины осваивали профессии машинистов паровозов, помощников машинистов, слесарей-ремонтников, связистов.

Институты инженеров железнодорожного транспорта начали активно создаваться с конца 20-х годов ХХ века:

  • 1929 г. – Ростовский
  • 1930 г. — Днепропетровский, Харьковский, Томский электромеханический, Московский электромеханический, Тбилисский
  • 1931 г. — Ташкентский
  • 1932 г. – Новосибирский
  • 1939 г. — Хабаровский

Учебные заведения второй половины XX века

После Великой Отечественной войны для восстановления, эксплуатации и развития железнодорожного транспорта потребовалось много инженеров путей сообщения разных специальностей. Их ускоренная (с 3-летним сроком обучения) подготовка из дипломированных техников с 5-летним опытом работы по специальности проводилась в течение 12 лет.

Открывались новые институты инженеров железнодорожного транспорта:

  • 1948 г. — Московский транспортно-экономический
  • 1951 г. — Всесоюзный заочный
  • 1953 г. — Белорусский в Гомеле
  • 1956 г. — Уральский электромеханический в Свердловске
  • 1973 г. — Куйбышевский
  • 1975 г. — Иркутский
  • 1976 г. — Алма-Атинский

С 1946 г. в Московском и Ленинградском институтах осуществлялась подготовка кадров для зарубежных стран.

Ученые и преподаватели

История отраслевого образования
Белелюбский Н.А.

В железнодорожных учебных заведениях страны работали известные ученые: Д.И. Менделеев, М.В. Остроградский, П.П. Мельников, Н.А. Белелюбский, Я.Н. Гордеенко, Е.О. Патон, Г.О. Графтио, В. Н. Образцов, Л.Д. Проскуряков, Г.П. Передерий, С.Д. Карейша, Я.М. Гаккелль, С.П. Сыромятников и многие другие.

После Октябрьской революции Петроградский и Московский транспортные вузы готовили преподавателей и научных сотрудников из лучших выпускников. С 1926 г. для этой цели в ЛИИПСе и МИИТе была учреждена аспирантура. В начале 30-х годов открыли аспирантуру и в других транспортных вузах.

Железнодорожное образование  — детям

В 1936 г. ЦИК и СНК приняли постановление о передаче в ведение Наркомата путей сообщения начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ для детей железнодорожников. Перед школами была поставлена задача — привить учащимся интерес к железнодорожному делу, чтобы после окончания школы они пошли учиться в техникумы и вузы путей сообщения.

Замечательной школой для подготовки будущих железнодорожников стали детские железные дороги. Первая детская железная дорога в Советском Союзе была открыта в 1935 г. в Тифлисе (с 1936 г. — Тбилиси). Ее длина составляла 1 км, функционировали 3 станции, эксплуатировались 2 поезда. В 1926 г. открылась детская железная дорога в Днепропетровске, в 1937 г. — под Москвой. В 1939 г. вошла в строй Малая Горьковская дорога. В дальнейшем сформировалась целая сеть детских железных дорог.

В настоящее время в железнодорожной отрасли действует система подготовки кадров всех уровней, включающая:

  • 10 высших учебных заведений
  • 49 техникумов и колледжей
  • 12 медицинских училищ
  • детские образовательные и дошкольные учреждения
  • 22 детские железные дороги

Поделиться ссылкой:

Adblock
detector