linksdomen.txt sape_code_include.php
Ученные и излбретатели

Ученые и изобретатели

Ученые и изобретатели, которые своим трудом вывели мировую и Российскую железную дорогу на тот уровень, который мы знаем. Были положены огромные труды в строительство и освоения железных дорог. Конечно, не все имена представлены в этом списке, но мы постарались обозначить значимые имена ученных, изобретателей и инженеров, внесших большой вклад в науку и железнодорожное дело в частности.

Алексеев Александр Емельянович (1891 — 1975) — учёный в области электротехники и электрической тяги, член-корреспондент АН СССР. Заведующий кафедрой «Электрические машины» Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. Руководил разработкой первых отечественных тяговых электрических машин, турбо и гидрогенераторов, принимал участие в создании рельсосварочной машины. Труды по электрическим машинам, электрической тяге.
Его имя присвоено лаборатории электрической тяги на переменном токе в Петербургском институте инженеров железнодорожного транспорта.
Бартенев Прокофий Васильевич (1891 — 1963) — инженер путей сообщения, специалист в области проектирования железнодорожных станций и узлов, доктор технических наук, профессор Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта.
Зав. кафедрой «Железнодорожные станции и узлы».
Белелюбский Николай Аполлонович (1845 — 1922) — инженер путей сообщения, учёный в области мостостроения, строит, механики, материаловедения, профессор Петербургского института инженеров путей сообщения.
По его проектам построены мосты через Волгу, Днепр, Обь, Ингулец, Амударью и др. Белелюбским созданы оригинальные мостовые конструкции, предложен метод расчёта отверстий больших мостов, принятый в международной практике мостостроения.
Основал в Петербургском институте инженеров железнодорожного транспорта лабораторию по испытанию материалов, носящую его имя. Член комиссии «По вопросу о железной дороге через всю Сибирь». Представлял Россию на международных конгрессах.
Его проекты награждены золотыми медалями на ряде отечественных и международных выставок. Автор первого в России «Курса строительной механики».
Беляев Николай Михайлович (1890 — 1944) — ученый-математик, специалист в области строительной механики, теории упругости и сопротивления материалов. Окончил Институт инженеров путей сообщения в Петербурге. Работал в Научно-техническом военном институте, в Технологическом институте, в Институте инженеров путей сообщения. Участвовал в разработке проекта железобетонной эстакады на подходе к мосту через Амур. Автор уникальной методики построения мостов.
Под руководством Н.М. Беляева в 1931 г. были разработаны общесоюзные нормы состава бетона.
Автор научных трудов, учебников, руководств.
Бетанкур Августин Августович (1758 — 1824) — инженер-механик, математик, основоположник теории машин и механизмов, почётный член Королевской академии изящных искусств Сен-фернандо, член-корреспондент национального института Франции.
С 1788 г. был директором Королевского кабинета машин в Испании, с 1800 генеральным инспектором Корпуса инженерных путей сообщения, в 1802-1808 гг. директором Мадридской школы дорог.
В 1808 в чине генерал-майора принят на службу в России, с 1809 — генерал-лейтенант, с 1810 — директор института Корпуса инженеров путей сообщения, в 1819-1822гг. — директор ведомства путей сообщения.
Спроектировал ряд механизмов, построил одноковшовый экскаватор, спроектировал перекрытия Московского манежа и здания Нижегородской ярмарки.
Бизюкин Дмитрий Дмитриевич (1885 — 1964) — инженер путей сообщения, специалист в области железнодорожного строительства, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
Участвовал в строительстве Мурманской железной дороги, Турксиба, линии Москва — Донбасс и др. Возглавлял кафедру «Строительное производство» Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, длительное время был проректором института.
В годы Великой Отечественной войны консультировал строительство оборонительных сооружений под Ленинградом, «Дороги жизни» и др.
Труды по строительству железных дорог, строительному производству на железнодорожном транспорте, автор учебников.
Бородин Александр Парфеньевич (1848 — 1898) — инженер путей сообщения, один из основоположников паровозостроения в России, профессор.
В 1879 г. организовал первую в стране лабораторию топлива, воды и смазки на Юго-Западной железной дороге, в 1880 — 1882 гг. создал первую в мире паровозную лабораторию на базе Киевских мастерских.
Совместно с Л. М. Леви разработал методику стационарных испытаний паровозов. В 1885 г. по проекту Бородина построен первый паровоз тандем-компаунд.
Один из основателей и редакторов журнала «Инженер», с 1889 — главный редактор журнала.
Русское техническое общество учредило Золотую медаль им. Бородина за лучшие изобретения и исследования в области железнодорожного транспорта.
Васильев Иван Иванович (1834 — 1949) — инженер путей сообщения, один из создателей теории организации движения и эксплуатации железных дорог,
доктор технических наук, профессор Московского и Ленинградского институтов инженеров железнодорожного транспорта, зав. кафедрой «Эксплуатация железных дорог».
Труды по методам расчёта, нормированию и анализу оборота вагонов, специализации поездов по направлениям, определению коммерческой скорости движения, теории графиков движения поездов, пропускной способности железных дорог, маневровой работе.
Вахнин Михаил Иванович (1882 — 1975) — инженер, учёный в области железнодорожной связи и СЦБ, доктор технических наук, профессор,
заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Был одним из создателей отечественной систем автоблокировки, электрической централизации и диспетчерского управления.
Во ВНИИ железнодорожного транспорта под руководством Вахнина разработаны системы защиты устройств связи, автоматики и телемеханики от атмосферных перенапряжений,
влияния тяговых токов на ЭПС.
Труды по теории и практическому применению устройств связи и СЦБ, автор учебников для вузов.
Винокуров Михаил Васильевич (1890 — 1955) — учёный в области вагоностроения и эксплуатации подвижного состава, доктор технических наук, профессор.
Преподавал в ряде вузов, в том числе в Днепропетровском институте инженеров железнодорожного транспорта, работал во ВНИИ железнодорожного транспорта.
Труды по конструированию и расчёту деталей подвижного состава и динамике пассажирских вагонов.
Гаккель Яков Модестович (1874 — 1945) — учёный и конструктор в области самолётостроения и тепловозостроения, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Спроектировал и построил ряд самолётов, один из первых в мире работоспособных тепловозов.
Преподавал в 1906 — 1931 гг. в Московском электротехническом и Московском теплотехническом институтах, с 1936 — в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта.
Гаккель — автор изобретений в области тепловозной и электрической тяги, электроосвещения.
Труды по вопросам конструирования и расчётам летательных аппаратов и локомотивов.
Гибшман Евгений Александрович (1872 — 1934) — инженер путей сообщения, учёный в области изысканий, проектирования и строительства железных дорог.
С 1907 г. преподаватель, а затем профессор Московского института инженеров путей сообщения, после 1917 избран директором, был деканом строительного факультета и проректором Московского института инженеров железнодорожного транспорта, преподавал в ряде других вузов. Участвовал в строительстве Московской Окружной железной дороги.
Труды по коммерческим проблемам в изысканиях, по строительству железных дорог.
Голубицкий Павел Михайлович (1845 — 1911) — физик и математик, один из первых в России специалистов в области телефонии.
Создал первый оригинальный аппарат и применил его в мастерских Бендеро-Галацкой железной дороги, установил телефоны на Николаевской железной дороге для передачи служебных распоряжений, разработал систему питания телефонов абонентов от общей батареи аккумуляторов, находящейся на центральной телефонной станции .
Гордеенко Яков Николаевич (1851 — 1922) — учёный в области железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки, профессор Петербургского института инженеров путей сообщения.
Создал первую в России систему централизации стрелочных переводов, осуществлённую на ст. Саблино Николаевской железной дороги в 1885 году.
Член комиссии Русского технического общества «По вопросу о железной дороге через всю Сибирь».
Горинов Александр Васильевич (1902 — 1975) — учёный в области изысканий и проектирования железных дорог, член-корреспондент АН СССР,
председатель комиссии АН по проблемам развития транспорта. Участвовал в изысканиях трасс железнодорожных линий Чарджоу — Кунград, Верхнеудинск — Кяхта, Кунгур — Уфа, Оренбург — Илецк и др.
Директор ЦНИИ железнодорожного строительства и ВНИИ железнодорожного транспорта, зав. кафедрой института инженеров железнодорожного транспорта.
Труды по анализу овладения перевозками, этапному наращиванию мощности железных дорог и др.; автор учебника «Изыскания и проектирование железных дорог» для вузов.
Графтио Генрих Осипович (1869 — 1949) — учёный в области гидротехнического строительства и электрификации железных дорог, академик АН СССР.
Один из авторов раздела «Электрификация транспорта» плана ГОЭЛРО; руководитель отдела электрификации железных дорог НКПС, строительства Волховской ГЭС и Нижнесвирской ГЭС, которой присвоено его имя.
Дубелир Григорий Дмитриевич (1874 — 1942) — инженер, специалист в области дорожного строительства, электрификации железных дорог и городского транспорта, доктор технических наук, профессор. Один из авторов раздела об электрификации транспорта ГОЭЛРО, член комиссии ГОЭЛРО.
Труды по проектированию автодорог, электрификации железных дорог и городского транспорта, устойчивости земляного полотна, планировке населённых пунктов.
Журавский Дмитрий Иванович (1821 — 1891) — инженер путей сообщения, основоположник русской научной школы мостостроения.
Создал проекты многих мостов, в том числе через реки Веребья, Волга, Волхов на Петербург-Московской железной дороге, в конструкциях которых использовал фермы Гау, дав впервые их теоретическое обоснование и расчёт.
В 1877 — 1884 гг. — директор департамента железных дорог МПС.
В 1883 — 1889 гг. был членом Совета МПС.
Труды по мостостроению, сопротивлению материалов и др.
За научную деятельность удостоен присуждавшейся АН Демидовской премии.
Казанцев Флорентий Пименович (1877 — 1940) — изобретатель железнодорожных автоматических тормозов.
Предложил несколько систем автоматических воздушных тормозов, в т.ч. с воздухораспределителем однопроводного жёсткого тормоза.
Карейша Сергей Демьянович (1854 — 1934) — инженер путей сообщения, специалист в области железнодорожного пути, станций и узлов, заслуженный профессор, директор Петербургского института инженеров путей сообщения.
В 1922 г. пожизненно избран почётным председателем Совещательных съездов представителей служб пути отечественных железных дорог, член многих международных железнодорожных и других технических обществ.
Представлял Россию на многих международных конгрессах.
Труды по вопросам защиты от снежных заносов железнодорожных станций и пути, автор многочисленных библиографических указателей по железнодорожной тематике.
Кербедз Станислав Валерианович (1810 — 1899) — инженер путей сообщения, учёный в области мостостроения и водного транспорта,
член-корреспондент и почётный член Петербургской АН.
Автор проекта и руководитель строительства первого постоянного моста через Неву в Санкт-Петербурге, мостов через Лугу и Вислу.
Преподавал в Институте корпуса инженеров путей сообщения. Вместе с П.П. Мельниковым доказывал необходимость строительства магистральных железных дорог в России.
Был главным инженером по искусственным сооружениям при строительстве Петербург-Варшавской железной дороги.
Разработал нормы допускаемых напряжений на растяжение и сжатие для стали, которые были приняты при проектировании металлических мостов Петербург-Варшавской железной дороги.
Проводил изыскания по соединению Петербург-Варшавской и Кенигсбергской железных дорог.
Руководил строительством железнодорожных линий Петербург — Петергоф — Лигово — Красное Село, Петергоф — Ораниенбаум.
Лазарян Всеволод Арутюнович (1909 — 1978) — учёный в области механики, академик АН УССР (1972).
Был начальником Днепропетровского института инженеров железнодорожного транспорта, руководителем Института механики АН УССР.
Труды в области строительной механики, теории колебаний, динамики подвижного состава, взаимодействия подвижного состава и пути, устойчивости движения рельсовых экипажей.
Заслуженный деятель науки и техники УССР.
Ливеровский Александр Васильевич (1867 — 1951) — инженер путей сообщения, специалист в области строительства железных дорог, доктор технических наук.
Участвовал в прокладке Западно-Сибирской, Кругобайкальской и других железных дорог, был начальником строительства Восточно-Амурской железной дороги.
В 1917 г. был министром путей сообщения Временного правительства.
При сооружении первой очереди Московского метрополитена был техническим экспертом.
Труды по вопросам сооружения земляного полотна в сложных условиях, строительства железных дорог и других сооружений на вечной мерзлоте.
Ломоносов Юрий Владимирович (1876 — 1952) — учёный в области тяги поездов, взаимодействия подвижного состава и пути, профессор.
Под руководством Ломоносова разработан проект одного из первых работоспособных отечественных тепловозов.
В 1918 — 1920 гг. был членом коллегии НКПС, в 1920 — 1923 гг. — главой российской железнодорожной миссии по закупке паровозов за границей.
Труды по теории тяги поездов, испытаниям подвижного состава.
Награждён Золотой медалью им. А.П. Бородина, медалью Дж. Стефенсона.
Максименко Филипп Емельянович (1852 — 1935) — инженер путей сообщения, специалист в области гидравлики, заслуженный профессор.
Был первым директором Московского инженерного училища в 1896 — 1905, где основал гидравлическую лабораторию, которая носит его имя.
В 1898 г. руководил строительством комплекса зданий для Училища.
В 1925 — 1929 гг. — возглавлял научно-исследовательский институт при МИИТ.
Труды по гидравлике, гидравлическим расчётам, автор учебников для вузов.
Николаи Леопольд Фёдорович (1844 — 1908) — инженер путей сообщения, учёный в области механики и мостостроения, профессор.
Был директором Петербургского института инженеров путей сообщения в 1901 — 1905 гг.
Труды по расчётам обделки тоннелей, теории расчёта конструкции мостов, гидравлическим процессам мостовых переходов, нормам стока вод для малых бассейнов, истории мостостроения.
Автор книги «Краткие исторические данные о развитии мостового дела в России».
Образцов Владимир Николаевич (1874 — 1949) — инженер путей сообщения, учёный в области организации железнодорожного транспорта, транспортных систем, академик АН СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
Преподавал с 1901 г. в инженерном училище, институте гражданских инженеров, институте инженеров железнодорожного транспорта.
В Московском институте инженеров железнодорожного транспорта основал кафедру «Станции и узлы», заведовал кафедрой.
В 1935 — 1940 гг. начальник НИИ железнодорожного транспорта в Москве, с 1939 возглавлял секцию по научной разработке проблем транспорта АН СССР.
Труды по проектированию железнодорожных станций и узлов, эксплуатации железных дорог, взаимодействию различных видов транспорта.
Имя Образцова присвоено Николаевскому железнодорожному техникуму.
Патон Евгений Оскарович (1870 — 1953) — инженер путей сообщения, специалист в области мостостроения и электросварки, академик АН УССР, заслуженный деятель науки УССР, Герой Социалистического Труда.
Работал на железных дорогах России, с 1896 г. преподавал в Московском инженерном училище, с 1905 г. — профессор Киевского политехнического института.
Во время первой мировой войны с помощью студентов-выпускников вел проектирование металлических разборных мостов для восстановления железных дорог.
В 1921 — 1931 гг. возглавлял мостоиспытательную станцию в Киеве.
С 1929 г. занимался электросваркой, организовал сварочную лабораторию, в 1934 г. преобразованную в Научно-исследовательский институт электросварки.
Под его руководством спроектирован и построен сварной мост через Днепр.
Труды по проблемам автоматизации сварки, поточным линиям в сварочном производстве, внедрению новых методов сварки.
Передерий Григорий Петрович (1871 — 1953) — инженер путей сообщения, ученый в области мостостроения и строительной механики, академик АН СССР, с 1902 г. преподавал в Московском инженерном училище, с 1907 г. в Петербургском институте инженеров путей сообщения, затем в других институтах, разработал новую методику преподавания курса мостов.
В 1915 г. разработал типовые проекты железобетонных балочных пролетных строений под однопутную железную дорогу.
Является автором проектов ряда мостов, в т.ч. однопутного железнодорожного моста через Волгу у Саратова, железобетонного моста через Неву, проекта реконструкции моста им. лейтенанта Шмидта.
Труды по теории, расчёту, конструированию и сооружению мостов, применению индустриальных методов строительства и электросварки в мостостроении.
Петров Николай Павлович (1836 — 1920) — ученый в области железнодорожного транспорта, почётный член Петербургской АН, инженер-генерал-лейтенант.
На основе исследования трения в подшипниках вагонов создал гидродинамическую теорию смазки удостоен Ломоносовской премии.
Был председателем инженерного совета МПС, участвовал в строительстве Транссибирской магистрали.
По инициативе Петрова создано Московское инженерное училище.
В 1896 — 1905 гг. возглавлял Русское техническое общество.
Труды по расчётам железнодорожного пути, гидродинамической теории смазки, процессам в тормозных системах поездов, тяговым расчётам.
Платов Владимир Иванович (1904 — 1977) — инженер-механик, один из создателей индустриального метода ведения путевых работ, заслуженный изобретатель РСФСР.
В конце 40-х гг. разработал конструкцию отечественного путеукладчика и других путевых машин.
Проскуряков Лавр Дмитриевич (1858 — 1926) — инженер путей сообщения, учёный в области строительной механики и мостостроения, заслуженный профессор Московского инженерного училища.
Автор проектов больших мостов через Волхов, Оку, Енисей, Амур, Москву и др., в которых применил новые системы мостовых ферм.
Создал механическую лабораторию в Московском инженерном училище, которая носит его имя.
Труды по графоаналитическим методам расчёта, теории линий влияния и др.
За проект моста через Енисей на Всемирной выставке 1900 г. в Париже награждён Золотой медалью.
В 1912 г. учреждена Золотая медаль им. Проскурякова за лучшие работы по строительной механике.
Протодьяконов Мстислав Михайлович (1892 — 1967) — инженер путей сообщения, специалист в области изысканий и проектирования железных дорог, доктор технических наук, профессор.
Участвовал к изысканиях железнодорожных линий Транссибирской магистрали.
В 1930-1939 гг. был руководителем проектных групп в Научно-исследовательском институте по сооружению железных дорог и в Союзтранспроекте.
Преподавал в Ленинградском и Московском институтах инженеров железнодорожного транспорта, Военно-транспортной академии.
Труды по методологии сравнения вариантов трассы, расчёту искусственных сооружений, по железным дорогам военного назначения и др.
Сыромятников Сергей Петрович (1891 — 1951) — инженер-теплотехник, учёный в области паровозостроения, академик АН СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
Преподавал в Московском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта, разработал теорию тепловых процессов паровозного котла и паровоза в целом.
Труды по проектированию и тепловым расчётам паровозов.
Фролов Александр Николаевич (1863 — 1939) — инженер путей сообщения, учёный в области сооружения железнодорожного пути и эксплуатации железных дорог, основоположник теории маневровой работы, профессор Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта.
Работал в службах пути и движения Рязано-Уральской, Харьковско-Николаевской, Московско-Виндаво-Рыбинской, Мурманской железных дорог, сочетая практическую деятельность с научной.
Труды по вопросам обоснования пропускной способности железных дорог, планирования и регулирования перевозок, маршрутизации и специализации перевозок, по проектированию железнодорожных станций и организации работы на них.
Лебедев Алексей Борисович (1883 — 1941) — инженер, специалист по электрической тяге подвижного состава, член-корреспондент АН СССР.
С 1914 был профессором Петербургского политехнического института и одновременно в 1930 — 1936 гг. Московского энергетического, а с 1932 Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта.
В 1914 г. обосновал возможность применения для электрификации железнодорожного транспорта системы постоянного тока, которая была принята на отечественных железных дорогах в 1931 г.
В 1939 возглавил в АН СССР исследования систем электрической тяги.
Труды по общей теории электрической тяги, методике проектирования электрических железных дорог, расчетам контактной сети, тяговых электродвигателей и д.р.

Поделиться ссылкой:

Adblock
detector