Ученые и изобретатели, которые своим трудом вывели мировую и Российскую железную дорогу на тот уровень, который мы знаем. Были положены огромные труды в строительство и освоения железных дорог. Конечно, не все имена представлены в этом списке, но мы постарались обозначить значимые имена ученных, изобретателей и инженеров, внесших большой вклад в науку и железнодорожное дело в частности.
Алексеев Александр Емельянович (1891 — 1975) — учёный в области электротехники и электрической тяги, член-корреспондент АН СССР. Заведующий кафедрой «Электрические машины» Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. Руководил разработкой первых отечественных тяговых электрических машин, турбо и гидрогенераторов, принимал участие в создании рельсосварочной машины. Труды по электрическим машинам, электрической тяге. Его имя присвоено лаборатории электрической тяги на переменном токе в Петербургском институте инженеров железнодорожного транспорта. |
Бартенев Прокофий Васильевич (1891 — 1963) — инженер путей сообщения, специалист в области проектирования железнодорожных станций и узлов, доктор технических наук, профессор Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. Зав. кафедрой «Железнодорожные станции и узлы». |
Белелюбский Николай Аполлонович (1845 — 1922) — инженер путей сообщения, учёный в области мостостроения, строит, механики, материаловедения, профессор Петербургского института инженеров путей сообщения. По его проектам построены мосты через Волгу, Днепр, Обь, Ингулец, Амударью и др. Белелюбским созданы оригинальные мостовые конструкции, предложен метод расчёта отверстий больших мостов, принятый в международной практике мостостроения. Основал в Петербургском институте инженеров железнодорожного транспорта лабораторию по испытанию материалов, носящую его имя. Член комиссии «По вопросу о железной дороге через всю Сибирь». Представлял Россию на международных конгрессах. Его проекты награждены золотыми медалями на ряде отечественных и международных выставок. Автор первого в России «Курса строительной механики». |
Беляев Николай Михайлович (1890 — 1944) — ученый-математик, специалист в области строительной механики, теории упругости и сопротивления материалов. Окончил Институт инженеров путей сообщения в Петербурге. Работал в Научно-техническом военном институте, в Технологическом институте, в Институте инженеров путей сообщения. Участвовал в разработке проекта железобетонной эстакады на подходе к мосту через Амур. Автор уникальной методики построения мостов. Под руководством Н.М. Беляева в 1931 г. были разработаны общесоюзные нормы состава бетона. Автор научных трудов, учебников, руководств. |
Бетанкур Августин Августович (1758 — 1824) — инженер-механик, математик, основоположник теории машин и механизмов, почётный член Королевской академии изящных искусств Сен-фернандо, член-корреспондент национального института Франции. С 1788 г. был директором Королевского кабинета машин в Испании, с 1800 генеральным инспектором Корпуса инженерных путей сообщения, в 1802-1808 гг. директором Мадридской школы дорог. В 1808 в чине генерал-майора принят на службу в России, с 1809 — генерал-лейтенант, с 1810 — директор института Корпуса инженеров путей сообщения, в 1819-1822гг. — директор ведомства путей сообщения. Спроектировал ряд механизмов, построил одноковшовый экскаватор, спроектировал перекрытия Московского манежа и здания Нижегородской ярмарки. |
Бизюкин Дмитрий Дмитриевич (1885 — 1964) — инженер путей сообщения, специалист в области железнодорожного строительства, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Участвовал в строительстве Мурманской железной дороги, Турксиба, линии Москва — Донбасс и др. Возглавлял кафедру «Строительное производство» Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, длительное время был проректором института. В годы Великой Отечественной войны консультировал строительство оборонительных сооружений под Ленинградом, «Дороги жизни» и др. Труды по строительству железных дорог, строительному производству на железнодорожном транспорте, автор учебников. |
Бородин Александр Парфеньевич (1848 — 1898) — инженер путей сообщения, один из основоположников паровозостроения в России, профессор. В 1879 г. организовал первую в стране лабораторию топлива, воды и смазки на Юго-Западной железной дороге, в 1880 — 1882 гг. создал первую в мире паровозную лабораторию на базе Киевских мастерских. Совместно с Л. М. Леви разработал методику стационарных испытаний паровозов. В 1885 г. по проекту Бородина построен первый паровоз тандем-компаунд. Один из основателей и редакторов журнала «Инженер», с 1889 — главный редактор журнала. Русское техническое общество учредило Золотую медаль им. Бородина за лучшие изобретения и исследования в области железнодорожного транспорта. |
Васильев Иван Иванович (1834 — 1949) — инженер путей сообщения, один из создателей теории организации движения и эксплуатации железных дорог, доктор технических наук, профессор Московского и Ленинградского институтов инженеров железнодорожного транспорта, зав. кафедрой «Эксплуатация железных дорог». Труды по методам расчёта, нормированию и анализу оборота вагонов, специализации поездов по направлениям, определению коммерческой скорости движения, теории графиков движения поездов, пропускной способности железных дорог, маневровой работе. |
Вахнин Михаил Иванович (1882 — 1975) — инженер, учёный в области железнодорожной связи и СЦБ, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Был одним из создателей отечественной систем автоблокировки, электрической централизации и диспетчерского управления. Во ВНИИ железнодорожного транспорта под руководством Вахнина разработаны системы защиты устройств связи, автоматики и телемеханики от атмосферных перенапряжений, влияния тяговых токов на ЭПС. Труды по теории и практическому применению устройств связи и СЦБ, автор учебников для вузов. |
Винокуров Михаил Васильевич (1890 — 1955) — учёный в области вагоностроения и эксплуатации подвижного состава, доктор технических наук, профессор. Преподавал в ряде вузов, в том числе в Днепропетровском институте инженеров железнодорожного транспорта, работал во ВНИИ железнодорожного транспорта. Труды по конструированию и расчёту деталей подвижного состава и динамике пассажирских вагонов. |
Гаккель Яков Модестович (1874 — 1945) — учёный и конструктор в области самолётостроения и тепловозостроения, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Спроектировал и построил ряд самолётов, один из первых в мире работоспособных тепловозов. Преподавал в 1906 — 1931 гг. в Московском электротехническом и Московском теплотехническом институтах, с 1936 — в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Гаккель — автор изобретений в области тепловозной и электрической тяги, электроосвещения. Труды по вопросам конструирования и расчётам летательных аппаратов и локомотивов. |
Гибшман Евгений Александрович (1872 — 1934) — инженер путей сообщения, учёный в области изысканий, проектирования и строительства железных дорог. С 1907 г. преподаватель, а затем профессор Московского института инженеров путей сообщения, после 1917 избран директором, был деканом строительного факультета и проректором Московского института инженеров железнодорожного транспорта, преподавал в ряде других вузов. Участвовал в строительстве Московской Окружной железной дороги. Труды по коммерческим проблемам в изысканиях, по строительству железных дорог. |
Голубицкий Павел Михайлович (1845 — 1911) — физик и математик, один из первых в России специалистов в области телефонии. Создал первый оригинальный аппарат и применил его в мастерских Бендеро-Галацкой железной дороги, установил телефоны на Николаевской железной дороге для передачи служебных распоряжений, разработал систему питания телефонов абонентов от общей батареи аккумуляторов, находящейся на центральной телефонной станции . |
Гордеенко Яков Николаевич (1851 — 1922) — учёный в области железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки, профессор Петербургского института инженеров путей сообщения. Создал первую в России систему централизации стрелочных переводов, осуществлённую на ст. Саблино Николаевской железной дороги в 1885 году. Член комиссии Русского технического общества «По вопросу о железной дороге через всю Сибирь». |
Горинов Александр Васильевич (1902 — 1975) — учёный в области изысканий и проектирования железных дорог, член-корреспондент АН СССР, председатель комиссии АН по проблемам развития транспорта. Участвовал в изысканиях трасс железнодорожных линий Чарджоу — Кунград, Верхнеудинск — Кяхта, Кунгур — Уфа, Оренбург — Илецк и др. Директор ЦНИИ железнодорожного строительства и ВНИИ железнодорожного транспорта, зав. кафедрой института инженеров железнодорожного транспорта. Труды по анализу овладения перевозками, этапному наращиванию мощности железных дорог и др.; автор учебника «Изыскания и проектирование железных дорог» для вузов. |
Графтио Генрих Осипович (1869 — 1949) — учёный в области гидротехнического строительства и электрификации железных дорог, академик АН СССР. Один из авторов раздела «Электрификация транспорта» плана ГОЭЛРО; руководитель отдела электрификации железных дорог НКПС, строительства Волховской ГЭС и Нижнесвирской ГЭС, которой присвоено его имя. |
Дубелир Григорий Дмитриевич (1874 — 1942) — инженер, специалист в области дорожного строительства, электрификации железных дорог и городского транспорта, доктор технических наук, профессор. Один из авторов раздела об электрификации транспорта ГОЭЛРО, член комиссии ГОЭЛРО. Труды по проектированию автодорог, электрификации железных дорог и городского транспорта, устойчивости земляного полотна, планировке населённых пунктов. |
Журавский Дмитрий Иванович (1821 — 1891) — инженер путей сообщения, основоположник русской научной школы мостостроения. Создал проекты многих мостов, в том числе через реки Веребья, Волга, Волхов на Петербург-Московской железной дороге, в конструкциях которых использовал фермы Гау, дав впервые их теоретическое обоснование и расчёт. В 1877 — 1884 гг. — директор департамента железных дорог МПС. В 1883 — 1889 гг. был членом Совета МПС. Труды по мостостроению, сопротивлению материалов и др. За научную деятельность удостоен присуждавшейся АН Демидовской премии. |
Казанцев Флорентий Пименович (1877 — 1940) — изобретатель железнодорожных автоматических тормозов. Предложил несколько систем автоматических воздушных тормозов, в т.ч. с воздухораспределителем однопроводного жёсткого тормоза. |
Карейша Сергей Демьянович (1854 — 1934) — инженер путей сообщения, специалист в области железнодорожного пути, станций и узлов, заслуженный профессор, директор Петербургского института инженеров путей сообщения. В 1922 г. пожизненно избран почётным председателем Совещательных съездов представителей служб пути отечественных железных дорог, член многих международных железнодорожных и других технических обществ. Представлял Россию на многих международных конгрессах. Труды по вопросам защиты от снежных заносов железнодорожных станций и пути, автор многочисленных библиографических указателей по железнодорожной тематике. |
Кербедз Станислав Валерианович (1810 — 1899) — инженер путей сообщения, учёный в области мостостроения и водного транспорта, член-корреспондент и почётный член Петербургской АН. Автор проекта и руководитель строительства первого постоянного моста через Неву в Санкт-Петербурге, мостов через Лугу и Вислу. Преподавал в Институте корпуса инженеров путей сообщения. Вместе с П.П. Мельниковым доказывал необходимость строительства магистральных железных дорог в России. Был главным инженером по искусственным сооружениям при строительстве Петербург-Варшавской железной дороги. Разработал нормы допускаемых напряжений на растяжение и сжатие для стали, которые были приняты при проектировании металлических мостов Петербург-Варшавской железной дороги. Проводил изыскания по соединению Петербург-Варшавской и Кенигсбергской железных дорог. Руководил строительством железнодорожных линий Петербург — Петергоф — Лигово — Красное Село, Петергоф — Ораниенбаум. |
Лазарян Всеволод Арутюнович (1909 — 1978) — учёный в области механики, академик АН УССР (1972). Был начальником Днепропетровского института инженеров железнодорожного транспорта, руководителем Института механики АН УССР. Труды в области строительной механики, теории колебаний, динамики подвижного состава, взаимодействия подвижного состава и пути, устойчивости движения рельсовых экипажей. Заслуженный деятель науки и техники УССР. |
Ливеровский Александр Васильевич (1867 — 1951) — инженер путей сообщения, специалист в области строительства железных дорог, доктор технических наук. Участвовал в прокладке Западно-Сибирской, Кругобайкальской и других железных дорог, был начальником строительства Восточно-Амурской железной дороги. В 1917 г. был министром путей сообщения Временного правительства. При сооружении первой очереди Московского метрополитена был техническим экспертом. Труды по вопросам сооружения земляного полотна в сложных условиях, строительства железных дорог и других сооружений на вечной мерзлоте. |
Ломоносов Юрий Владимирович (1876 — 1952) — учёный в области тяги поездов, взаимодействия подвижного состава и пути, профессор. Под руководством Ломоносова разработан проект одного из первых работоспособных отечественных тепловозов. В 1918 — 1920 гг. был членом коллегии НКПС, в 1920 — 1923 гг. — главой российской железнодорожной миссии по закупке паровозов за границей. Труды по теории тяги поездов, испытаниям подвижного состава. Награждён Золотой медалью им. А.П. Бородина, медалью Дж. Стефенсона. |
Максименко Филипп Емельянович (1852 — 1935) — инженер путей сообщения, специалист в области гидравлики, заслуженный профессор. Был первым директором Московского инженерного училища в 1896 — 1905, где основал гидравлическую лабораторию, которая носит его имя. В 1898 г. руководил строительством комплекса зданий для Училища. В 1925 — 1929 гг. — возглавлял научно-исследовательский институт при МИИТ. Труды по гидравлике, гидравлическим расчётам, автор учебников для вузов. |
Николаи Леопольд Фёдорович (1844 — 1908) — инженер путей сообщения, учёный в области механики и мостостроения, профессор. Был директором Петербургского института инженеров путей сообщения в 1901 — 1905 гг. Труды по расчётам обделки тоннелей, теории расчёта конструкции мостов, гидравлическим процессам мостовых переходов, нормам стока вод для малых бассейнов, истории мостостроения. Автор книги «Краткие исторические данные о развитии мостового дела в России». |
Образцов Владимир Николаевич (1874 — 1949) — инженер путей сообщения, учёный в области организации железнодорожного транспорта, транспортных систем, академик АН СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Преподавал с 1901 г. в инженерном училище, институте гражданских инженеров, институте инженеров железнодорожного транспорта. В Московском институте инженеров железнодорожного транспорта основал кафедру «Станции и узлы», заведовал кафедрой. В 1935 — 1940 гг. начальник НИИ железнодорожного транспорта в Москве, с 1939 возглавлял секцию по научной разработке проблем транспорта АН СССР. Труды по проектированию железнодорожных станций и узлов, эксплуатации железных дорог, взаимодействию различных видов транспорта. Имя Образцова присвоено Николаевскому железнодорожному техникуму. |
Патон Евгений Оскарович (1870 — 1953) — инженер путей сообщения, специалист в области мостостроения и электросварки, академик АН УССР, заслуженный деятель науки УССР, Герой Социалистического Труда. Работал на железных дорогах России, с 1896 г. преподавал в Московском инженерном училище, с 1905 г. — профессор Киевского политехнического института. Во время первой мировой войны с помощью студентов-выпускников вел проектирование металлических разборных мостов для восстановления железных дорог. В 1921 — 1931 гг. возглавлял мостоиспытательную станцию в Киеве. С 1929 г. занимался электросваркой, организовал сварочную лабораторию, в 1934 г. преобразованную в Научно-исследовательский институт электросварки. Под его руководством спроектирован и построен сварной мост через Днепр. Труды по проблемам автоматизации сварки, поточным линиям в сварочном производстве, внедрению новых методов сварки. |
Передерий Григорий Петрович (1871 — 1953) — инженер путей сообщения, ученый в области мостостроения и строительной механики, академик АН СССР, с 1902 г. преподавал в Московском инженерном училище, с 1907 г. в Петербургском институте инженеров путей сообщения, затем в других институтах, разработал новую методику преподавания курса мостов. В 1915 г. разработал типовые проекты железобетонных балочных пролетных строений под однопутную железную дорогу. Является автором проектов ряда мостов, в т.ч. однопутного железнодорожного моста через Волгу у Саратова, железобетонного моста через Неву, проекта реконструкции моста им. лейтенанта Шмидта. Труды по теории, расчёту, конструированию и сооружению мостов, применению индустриальных методов строительства и электросварки в мостостроении. |
Петров Николай Павлович (1836 — 1920) — ученый в области железнодорожного транспорта, почётный член Петербургской АН, инженер-генерал-лейтенант. На основе исследования трения в подшипниках вагонов создал гидродинамическую теорию смазки удостоен Ломоносовской премии. Был председателем инженерного совета МПС, участвовал в строительстве Транссибирской магистрали. По инициативе Петрова создано Московское инженерное училище. В 1896 — 1905 гг. возглавлял Русское техническое общество. Труды по расчётам железнодорожного пути, гидродинамической теории смазки, процессам в тормозных системах поездов, тяговым расчётам. |
Платов Владимир Иванович (1904 — 1977) — инженер-механик, один из создателей индустриального метода ведения путевых работ, заслуженный изобретатель РСФСР. В конце 40-х гг. разработал конструкцию отечественного путеукладчика и других путевых машин. |
Проскуряков Лавр Дмитриевич (1858 — 1926) — инженер путей сообщения, учёный в области строительной механики и мостостроения, заслуженный профессор Московского инженерного училища. Автор проектов больших мостов через Волхов, Оку, Енисей, Амур, Москву и др., в которых применил новые системы мостовых ферм. Создал механическую лабораторию в Московском инженерном училище, которая носит его имя. Труды по графоаналитическим методам расчёта, теории линий влияния и др. За проект моста через Енисей на Всемирной выставке 1900 г. в Париже награждён Золотой медалью. В 1912 г. учреждена Золотая медаль им. Проскурякова за лучшие работы по строительной механике. |
Протодьяконов Мстислав Михайлович (1892 — 1967) — инженер путей сообщения, специалист в области изысканий и проектирования железных дорог, доктор технических наук, профессор. Участвовал к изысканиях железнодорожных линий Транссибирской магистрали. В 1930-1939 гг. был руководителем проектных групп в Научно-исследовательском институте по сооружению железных дорог и в Союзтранспроекте. Преподавал в Ленинградском и Московском институтах инженеров железнодорожного транспорта, Военно-транспортной академии. Труды по методологии сравнения вариантов трассы, расчёту искусственных сооружений, по железным дорогам военного назначения и др. |
Сыромятников Сергей Петрович (1891 — 1951) — инженер-теплотехник, учёный в области паровозостроения, академик АН СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Преподавал в Московском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта, разработал теорию тепловых процессов паровозного котла и паровоза в целом. Труды по проектированию и тепловым расчётам паровозов. |
Фролов Александр Николаевич (1863 — 1939) — инженер путей сообщения, учёный в области сооружения железнодорожного пути и эксплуатации железных дорог, основоположник теории маневровой работы, профессор Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. Работал в службах пути и движения Рязано-Уральской, Харьковско-Николаевской, Московско-Виндаво-Рыбинской, Мурманской железных дорог, сочетая практическую деятельность с научной. Труды по вопросам обоснования пропускной способности железных дорог, планирования и регулирования перевозок, маршрутизации и специализации перевозок, по проектированию железнодорожных станций и организации работы на них. |
Лебедев Алексей Борисович (1883 — 1941) — инженер, специалист по электрической тяге подвижного состава, член-корреспондент АН СССР. С 1914 был профессором Петербургского политехнического института и одновременно в 1930 — 1936 гг. Московского энергетического, а с 1932 Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. В 1914 г. обосновал возможность применения для электрификации железнодорожного транспорта системы постоянного тока, которая была принята на отечественных железных дорогах в 1931 г. В 1939 возглавил в АН СССР исследования систем электрической тяги. Труды по общей теории электрической тяги, методике проектирования электрических железных дорог, расчетам контактной сети, тяговых электродвигателей и д.р. |
Алексеев Александр Емельянович Бартенев Прокофий Васильевич Белелюбский Николай Аполлонович Беляев Николай Михайлович Бетанкур Августин Августович Бизюкин Дмитрий Дмитриевич Бородин Александр Парфеньевич Васильев Иван Иванович Вахнин Михаил Иванович Винокуров Михаил Васильевич Гаккель Яков Модестович Гибшман Евгений Александрович Голубицкий Павел Михайлович Гордеенко Яков Николаевич Горинов Александр Васильевич Графтио Генрих Осипович Дубелир Григорий Дмитриевич Журавский Дмитрий Иванович Казанцев Флорентий Пименович Карейша Сергей Демьянович Кербедз Станислав Валерианович Лазарян Всеволод Арутюнович Ливеровский Александр Васильевич Ломоносов Юрий Владимирович Максименко Филипп Емельянович Николаи Леопольд Фёдорович Образцов Владимир Николаевич Патон Евгений Оскарович Передерий Григорий Петрович Петров Николай Павлович Платов Владимир Иванович Проскуряков Лавр Дмитриевич Протодьяконов Мстислав Михайлович Сыромятников Сергей Петрович Фролов Александр Николаевич Лебедев Алексей Борисович