П.А. Клейнмихель – военный и государственный деятель первой половины 19 века. На протяжении длительного времени занимал различные ответственные посты в российском правительстве, приобрел славу благодаря тому, что в короткие сроки построил железную дорогу между двумя российскими столицами.
Жестокий граф Петр Андреевич Клейнмихель

Его имя упоминается в поэме Н.А. Некрасова «Железная дорога». Считался жестким, непопулярным в народе деятелем, являлся предметом ненависти народа. Современники отмечали, что его жестокость превосходила даже тяжелый нрав прославленного Аракчеева. Родился в 1793 году в семье генерала. Начало карьеры связано с войной 1812 года. Был адъютантом графа Аракчеева, после войны – флигель-адъютантом царя Александра I. Благодаря аккуратности и исполнительности получил повышение, став начальником штаба военных поселений, где и получил первый опыт в области строительства. При Николае I его карьера развивалась. Его заслуги были признаны новым императором, и Клейнмихель продолжил руководить военными поселениями, а также принял участие в работе комитета для создания устава пехотной службы. Руководил ремонтными работами в Зимнем дворце после пожара в 1837 году, выполнив работы в рекордные сроки, за что получил титул графа. В дальнейшем ему предложили принять участие в строительстве первой в России железной дороги.
Первая российская железная дорога
В то время считалось, что постройка железнодорожных путей в России в принципе невозможна из-за особенностей грунта и трудных погодных условий, затяжных дождей в осенние и весенний сезоны. Однако граф Клейнмихель взялся за работу, обещав царю провести железнодорожное сообщение в нереально короткие сроки. Инженеры и другие эксперты не верили, что это будет возможно. На посту руководителя Главного управления путей сообщения и публичных зданий в период с 1842 года по 1855 граф отличился преданностью делу и жестокостью к подчиненным. Использовал неэффективный ручной труд крестьян. Строительство сопровождалось многими человеческими жертвами. Работа продолжалась даже зимой, людей от холода не спасали теплые вещи. Немало трагических, смертельных случаев произошло в этот период.
В ходе строительства железной дороги между Петербургом и Москвой лично объезжал и осматривал работы, проверяя их качество. Построенная им Николаевская железная дорога, впервые соединив две столицы, оказала влияние на развитие экономики, оказала дальнейшее воздействие на внедрение в Российской империи новинок техники. Отличался яростным, неукротимым характером, преданностью царю. Действовал на своем посту энергично, предприимчиво, искал новые, неожиданные пути решения возникающих перед ним проблем. В 19 веке были известны выпускаемые им документы – образец аккуратности и педантичного следования букве закона.