кызыл-курагино

Кызыл—Курагино: состояние в 2022 году

Тыва (Кызыл-Курагино) остается одним из шести регионов России без работающей железной дороги. В СССР и без Тывы хватало строек по типу ГЭС, но в 2007 году правительство одобрило проект ветки Кызыл-Курагино, а в 2012 построили 1 километр пути. В дорогу инвестировали десятки миллиардов рублей, но с 2012 года стройка стоит, в 2021 реализацию отложили еще на 5 лет. Разбираемся, для чего нужен проект, почему откладывают строительство, какие перспективы и сложности у железной дороги.

Предыстория и суть проекта Кызыл-Курагино
В 80-х годах правительство СССР заинтересовалось проектом и планировало проложить 1 путь, по которому бы пошли потоки продовольствия. В девяностых было совсем не до проекта. В начале двухтысячных регионом заинтересовался бизнес, ведь Тыва располагает крупными месторождениями качественного угля.
Веткой Элегест-Кызыл-Курагино предполагается соединить регион с Транссибом в Красноярском крае. Общая протяженность проектируемого пути – 424 километра.

В 2007 г. Правительство одобрило проект и утвердило паспорт объекта. Сразу оговаривалось, что железная дорога будет строиться вместе с освоением минерально-сырьевой базы, т. е. основная ее задача – это вывоз полезных ископаемых.

Дорога Кызыл—Курагино проектируется на тепловой тяге. На всем протяжении запроектировано 127 мостов, 8 тоннелей, 8 станций и 20 разъездов.

Кызыл-Курагино

 

Финансирование и подрядчики строительства Кызыл-Курагино

Проектирование и строительство железной дороги вместе с разработкой месторождений требует 131 миллиард рублей.
Само строительство стоит 99 миллиардов. Финансирование изначально разделили Федеральное агентство железнодорожного транспорта и Енисейская промышленная компания, т. е. государство и частный инвестор. Весной 2013 ЕПК заменила Тувинская энергетическая промышленная компания. Государство для строительства на участке, который оно финансирует, выбрало ООО «Стройновация» и ОАО «Ямалтрансстрой». ЕПК выбрала НПО «Мостовик».
В 2019 строительство оценили уже в 192 миллиарда рублей

Кызыл-Курагино

Для чего нужна ветка Кызыл-Курагино

  • Вывоз полезных ископаемых. Уголь Тывы – один из лучших в стране и в мире по теплоемкости – параметру, который определяет, сколько тепла выделяется при сгорании килограмма угля
  • Создание рабочих мест. РЖД – это самый крупный работодатель России, причем средняя зарплата работника компании 50 тысяч рублей, что больше, чем средняя по стране. Считается, что строительство создаст 10 тысяч рабочих мест
  • Сообщение с восточными странами. Правительство также одобрило продление дороги в Монголию, что нужно, чтобы достичь Китая. Пока нет никаких договоров, но отношения между странами достаточно дружелюбные. Такой проект позволит увеличить грузооборот и положительно повлияет на экономику

Кызыл-Курагино

Ход работ Кызыл-Курагино

22 марта 2007 г. – Правительство одобрило проект железнодорожной линии.

29 декабря 2010 г. – Главгосэкспертиза одобрила проект дороги.

2010 г. – создание консорциума с Министерством регионального развития, железных дорог, ЕПК, правительством Тувы, компаниями «Evraz Group» и «Северсталь».

2011 г. – начало археологических раскопок. По закону России, перед началом строительства проводятся раскопки для сохранения культурных ценностей и наследия.

20 декабря 2011 г. – премьер-министр Владимир Путин забивает в первую шпалу золотой костыль, открыв строительство.
Традиция вбивать символические золотые или серебряные костыли пошла из США. 10 мая 1869 глава железнодорожной компании Леланд Стэнфорд сделал это на торжественной церемонии соединения двух путей. Причем делалось это не у начала дороги, а в месте соединения и называлось это «Последний костыль». Перед Последним забили 1 золотой низкого качества, серебряный и железный. По окончанию все костыли заменили на обычные на случай кражи.
В России аналогичный обряд производили при строительстве БАМа, но тоже в конце работ.

4 сентября 2012 г. ЕПК объявила о прокладке первого километра дороги.

Август 2019 г. – генеральный директор РЖД сказал, что работы возобновятся в 2019 г, однако никаких работ не велось.

26 марта 2021 правительство распорядилось отложить строительство на 5 лет.

Кызыл-Курагино

Почему дорогу не строят

  • Финансовые трудности. В 2012 г. был кризис, в 2014 г. введены санкции, в 2020 началась пандемия коронавируса и новый экономический кризис
  • Население Тывы негативно относится к идее железной дороги и добыче сырья. Граждане считают, что в регионе появится много приезжих других народов. Из 330 тысяч человек 82% населения – тувинцы
  • В ходе археологических раскопок найдены ценные объекты, стоящие на пути стройки. Раскопки завершились только в 2020 г.
  • Сложность в строительстве. На маршруте располагается тайга, три горных хребта и неблагоприятные погодные условия. Это требует возведения дополнительных сооружений, в том числе электростанции

 

Кызыл—Курагино: состояние в 2022 году

Почему в Тыве нет железной дороги. 

В республике хватает проблем и без железнодорожной отрасли. Столица Кызыл застроена в основном хрущевками, причем 90% жилья покрыто трещинами от землетрясений и признано аварийным. Кроме правительства в регион никто не инвестирует, экономика держится на животноводстве. Гипермаркетов в столице региона нет, цены на продукты высокие. Если есть деньги, их направляют не на прокладку железной дороги (Кызыл-Курагино), а на расходы поважней.

Поделиться ссылкой:

Adblock
detector