История железных дорог 21 век, XXI век — 2004 год 14 февраля — открытие первой скоростной пригородной линии Москва — Мытищи. Специально для этого маршрута был создан электропоезд нового поколения «Спутник». Время в пути от Москвы до Мытищ сократилось с 35 до 18 минут. Электропоезд ЭМ4 «Спутник» — принципиально новый вид подвижного состава для пригородных перевозок. В его конструкции нашли свое практическое применение свыше 200 новейших разработок и запатентованных технологий отечественных научно-исследовательских институтов. Поезд спроектировали в рекордно короткие сроки — всего за 6 месяцев. Новые технические решения, примененные в поезде «Спутник» дают экономию эксплуатационных расходов 1,55 млн руб. в год на один состав.

Вагоны «Спутника» сконструированы по типу метровагонов, которые оптимально приспособлены к перевозкам большого количества пассажиров. Отсутствие тамбуров и меньшее число мест для сидения позволили увеличить общую вместимость салона на 56 человек. Дополнительная третья пара дверей облегчит пассажирам вход и выход из вагона. В салоне вагонов применена оригинальная система воздухообмена, которая выполняет функции и кондиционера, и калорифера, и «тепловой завесы» для дверей. Дизайн салона разработан в стиле «хай-тек» с использованием экологически чистых материалов, имеющих высокую пожароустойчивость.
XXI век — 2004 год достигнута монолитность конструкции поезда
Впервые в отечественном вагоностроении достигнута монолитность конструкции и единство внешней отделки за счет прикрытия подвагонного оборудования специальными декоративными щитами, гладкой брони и значительного остекления, выполненного стеклопакетами. Вместо зеркал заднего вида поезд оснащен видеокамерами. Сегодня технология скоростного пригородного сообщения успешно распространяется.