История железных дорог 21 век, XXI век — 2001 год — построен новый вокзал в Самаре. Это один из красивейших вокзальных комплексов и самое высокое здание вокзала в Европе (его высота со шпилем составляет 100 м). Сегодняшний железнодорожный вокзал станции Самара — второй в истории города. Первый железнодорожный вокзал в Самаре построили в 1876 году, он эксплуатировался 120 лет. Общая площадь старого вокзала составляла 3380 кв. м, вместимость — 980 человек, среднесуточная пропускная способность – 1700 человек в сутки, а полезная площадь на 1 пассажира — чуть более 1 кв. м.

XXI век — 2001 год — история создания вокзала
Летом 1996 г. в канун Дня железнодорожника заложили первый кирпич в фундамент нового вокзального комплекса. Строительные работы велись без прекращения движения пассажирских и пригородных поездов через станцию Самара по разработанной временной технологии. 25 мая 1999 г. состоялось открытие 1-го пускового комплекса вокзала – конкорса. Здесь разместился комфортабельный зал ожидания, оборудованный лифтами, электронной и визуальной световой информацией, громкоговорящей системой оповещения, городской и междугородней телефонной связью. Для обеспечения безопасности установили 155 видеокамер. В декабре 1999 г. запустили в эксплуатацию современный пешеходный тоннель, протяженностью свыше 240 м. Он связал привокзальную площадь со всеми посадочными платформами вокзала.

3 июня 2000 г. был введен в эксплуатацию 2-й пусковой комплекс, где разместилась гостиница. 24 декабря 2001 г. открылся 3-й пусковой комплекс (высотная часть здания вокзала). Здесь размещается вестибюль сервис-центра, залы ожидания пассажиров, культурный центр с видеозалом, помещения административно-хозяйственной и технической службы вокзала. С открытием этого объекта завершилось строительство первой очереди вокзала.
Вокзал сегодня
В настоящее время общая площадь вокзального комплекса со смотровыми площадками составляет более 32 тыс. кв.м, из них площадь внутренних помещений — 25 тыс. кв.м. Полезная площадь на одного пассажира дальнего следования — 5,6 кв.м. Пропускная способность вокзала — 11,8 тыс. человек в сутки, единовременно вокзал может вместить более 2600 человек. Ежесуточно вокзал принимает более 16 тыс. пассажиров. Перспективной разработкой второй очереди вокзального комплекса на станции Самара предусматривается разместить операционно-кассовый зал, багажное отделение, почту, телеграф, справочные кабины, комнату матери и ребенка, зал официальных делегаций, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения для работников вокзала и служебные помещения для персонала, торговые точки, а также офисные помещения.