XX век — 1942 год — построена Северо-Печорская железная дорога Еще в предвоенное время было запланировано строительство Северо-Печорской железной дороги протяженностью 1600 км в направлении до Воркуты. В конце 1940 г. уже функционировала линия от Котласа до Кожвы. Окончательно сдать дорогу в эксплуатацию предполагалось в 1945 г. Начавшаяся война потребовала ускорить темпы строительства магистралей в северном направлении и обеспечить стратегическую задачу выхода из угледобывающих районов Крайнего Севера. 28 декабря 1941 г. из Воркуты в Москву отправился первый «угольный маршрут». Сооружение моста через Печору и строительство участка Коноша — Котлас — Кожва велось быстрыми темпами и завершилось на 3 года раньше срока.
В Великую Отечественную войну железнодорожный транспорт севера стал основной артерией, питающей войска Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов. Железная дорога обеспечивала перевозки до блокадного Ленинграда и транспортировку грузов, доставляемых северными морскими конвоями, в глубь страны.
XX век — 1942 год — построена Волжская рокада для снабжения Сталинградского фронта
XX век — 1942 год — построена Волжская рокада для снабжения Сталинградского фронта. Решение о строительстве Волжской рокады было принято 23 января 1942 г. Государственным Комитетом Обороны СССР. От станции Иловля до Саратова в сжатые сроки необходимо было возвести стратегически важную для Красной Армии железнодорожную линию протяженностью 340 км. Строительство рокады велось небывалыми темпами. За сутки укладывалось около 8 км путей. Строительный материал (рельсы, шпалы) перевозили из Сибири с железнодорожной линии БАМ — Тында, где демонтировали 180 км пути, построенного еще до войны. Рельсов хватило на возведение первых 140 км от Иловли до Петров Вала. Оставшиеся 200 км участка Петров Вал – Саратов собрали из путей, снятых в западных районах страны и вывезенных из-под носа наступающих фашистских армий. 7 августа, на 103-й день после начала работ, на участке Иловля – Петров Вал пошли первые грузовые поезда. 11 сентября 1942 г. открылось движение и на участке Петров Вал – Саратов.
Волжская рокада замкнула железнодорожное кольцо Поворино – Арчеда – Иловля – Петров Вал – Камышин – Балашов – Поворино. Это позволило применить кольцевое движение и увеличить пропускную способность участка почти в 40 раз. Рокада стала основной артерией, питавшей огромный Сталинградский фронт. Возведенная в годы войны железнодорожная ветка и по сей день служит людям. Участок Саратов – Волгоград является частью магистрального направления Кузбасс – Азово-Черноморский узел, по которому десятки составов ежедневно перевозят тысячи тонн грузов, а пассажирские поезда везут всех желающих к Черному морю.