XX век — 1916 год — начало регулярного движения поездов по железнодорожному мосту через Амур
В 1908 г. проект моста профессора Л.Д. Проскурякова был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже наряду с проектом башни Эйфеля. Строительство моста началось 12 августа 1913 г. и завершилось спустя 3 года и 3 месяца. Открыть мост можно было и раньше, но помешала Первая мировая война. Осенью 1914 г. в Индийском океане германский крейсер «Эмден» потопил судно с двумя фермами, изготовленными в Варшаве. Повторный заказ был выполнен в Канаде. XX век -1916 год 5 (18) октября железнодорожный мост через Амур был открыт для постоянного движения, замкнув тем самым Великий Сибирский путь.

В апреле 1920 г., отражая натиск японских интервентов, партизанские части взорвали два пролета моста. Восстановить движение удалось только через 5 лет. В 1987 г. было принято решение о реконструкции моста с переустройством в совмещенный мост под 2-путное железнодорожное и 4-полосное автодорожное движение в верхнем уровне. В июле 1998 г. было открыто движение по новой железнодорожной части моста, а с октября 1999 г. – по автомобильной.
Реконструкция второй очереди Амурского моста началась в конце 2005 г. Общая стоимость объекта составляет более 6 млрд рублей, срок сдачи в эксплуатацию – 2008 г. Финансирование производится за счет средств Министерства транспорта (13%) и ОАО «РЖД» (87%).

Строительство второй очереди мостового перехода длиной 2,6 км имеет стратегическую и экономическую важность для России. Ввод моста в эксплуатацию позволит значительно увеличить его пропускную способность, существенно увеличит скорость и надежность движения пассажирских и грузовых составов по Транссибу и позволит провести капитальный ремонт тоннеля под Амуром протяженностью 7,2 км, построенного в 1936 г.