История российских магистралей

Восточно-Сибирская железная дорога

Восточно-Сибирская железная дорога — история создания

Восточно-Сибирская железная дорога строилась как один из участков Великого Сибирского пути. В настоящее время магистраль проходит по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии, Якутии и Хабаровского края и граничит с Красноярской и Забайкальской железными дорогами.

Западно-Сибирская железная дорога - история создания

Западно-Сибирская железная дорога — история создания

Западно-Сибирская железная дорога строилась как один из участков Великого Сибирского пути. Официальной датой принятия правительственного решения о необходимости строительства Транссиба является 6 июня 1887 г. Сооружение магистрали способствовало быстрому развитию некогда отсталых районов Сибири и Дальнего Востока. В 1887 г. были отправлены три экспедиции для исследования будущей трассы под руководством выдающихся инженеров Н.Н. Меженинова, О.П. Вяземского и А.И. Урсати. Через несколько лет, в мае 1893 года, образовался комитет по сооружению Сибирской железной дороги.

история созданияЗабайкальская железная дорога

Забайкальская железная дорога — история создания

Обширные территории Сибири и Дальнего Востока, оторванные от центра страны, всегда нуждались в надежных дорогах. Долгое время основным транспортом в Сибири оставался гужевой. Водный Амурский путь не мог удовлетворить потребности края, из-за сурового климата навигация продолжалась не более пяти месяцев и затруднялась мелководьем Шилки и Амура. В первой половине ХVШ века построили Сибирский тракт, проходивший от Тюмени через Ишим, Томск, Мариинск, Ачинск, Красноярск и Нижнеудинск. Отсюда одна дорога шла на Кяхту и далее в Китай, а другая — к Байкалу. Дороги находились в плохом состоянии, а в дождливые дни становились непроезжими. Грузы от Москвы до Владивостока шли гужевым и речным транспортом около 11 месяцев. Забайкальская железная дорога строилась как один из участков Великого Сибирского пути.

Южно-Уральская железная дорога - история создания

Южно-Уральская железная дорога — история создания

Южно-Уральская железная дорога проходит по территории семи субъектов Российской Федерации, а также по территории государства Казахстан. Управление дороги находится в Челябинске. Эта трасса связывает Дальний Восток и Сибирь с центральными районами страны. В конце XIX в. Челябинск с Уфой и Самарой соединял только гужевой тракт, по которому через Уральский хребет возили почту, грузы, пассажиров и вели под конвоем политических ссыльных в Сибирь. Также существовал речной путь по Уфе и Белой.

Юго-Восточная железная дорога - история создания

Юго-Восточная железная дорога — история создания

Юго-Восточная железная дорога пролегает по территории областей, расположенных в южной и юго-восточной части европейской России, — Белгородской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Курской, Рязанской, Волгоградской, Пензенской, Саратовской, Тульской, Ростовской. Магистраль связывает южные районы России с центром, Поволжьем и Уралом. В состав Юго-Восточной железной дороги входят линии, построенные в основном во второй половине XIX в. В развитии железнодорожного транспорта России выделяют два периода подъема: конец 60-х — начало 70-х гг. XIX в. и вторая половина 90-х гг XIX в.

Свердловская железная дорога

Свердловская железная дорога — история создания

Уральский край по праву называют родиной железных дорог России. Еще в 1834 г. тагильскими крепостными крестьянами Е. А. и М. Е. Черепановыми был изобретен и построен «пароходный делижанец» и чугунная дорога для него. Это изобретение послужило импульсом для железнодорожного строительства страны. И только в 70-е годы XIX в., когда железные дороги уже появились в центральных и северо-западных районах России, развернули железнодорожное строительство на Урале (позднее Свердловская железная дорога).

Северо-Кавказская железная дорога - история создания

Северо-Кавказская железная дорога — история создания

Северо-Кавказская железная дорога протянулась от Азовского и Черного морей на западе до Каспийского на востоке. От Восточно-Донской гряды на севере до Кавказского хребта на юге. 1 марта 1860 года атаман Войска Донского Михаил Григорьевич Хомутов обратился к военному министру с рапортом о необходимости сооружения железной дороги от Грушевских копей к пристани у станицы Мелеховской. Строительство железной дороги на донских территориях должно было способствовать торговому и промышленному развитию края. Во второй половине XIX века на территории, прилегающей к Дону, в районе реки Грушевки были открыты богатые залежи каменного угля.

Северная железная дорога - история создания

Северная железная дорога — история создания

Северная железная дорога пролегает на Севере и Северо-Востоке России, по территории Полярного Урала и северной части бассейна реки Оби. Управление дороги находится в Ярославле. Направление Северной железной дороги совпало с направлением старейшего гужевого тракта от Москвы до Архангельска. Этот тракт связывал север страны с центральными губерниями еще во времена Ивана Грозного. Со временем появилась необходимость в строительстве более надежного пути, которым стала железная дорога.

Сахалинская железная дорога - история создания

Сахалинская железная дорога — история создания

На юге Сахалина проложили шоссейную дорогу от поста Корсаковский до селения Найбучи (ныне — Стародубское). Её протяженность более 80 верст. Вдоль этой дороги в 80-х годах XIX века возникли основные населенные пункты. Среди них и современный центр Сахалинской области — город Южно-Сахалинск, называвшийся в те годы Владимировка. Сахалинская железная дорога — непростая история развития.

Приволжская железная дорога - история создания

Приволжская железная дорога — история создания

В XIX веке отсутствие современных путей сообщения и плохое состояние грунтовых дорог тормозило экономическое развитие России и затрудняло связь между губерниями. Из районов Волги в центр России шел большой поток грузов. Поскольку основную часть грузов составляли продовольственные, важную роль играла скорость их доставки. В середине века в правительственных кругах рассматривался вопрос о соединении Москвы с волжскими губерниями. В 1856 г. для выполнения этой задачи было образовано Общество Московско-Саратовской железной дороги. Учредители общества приняли на себя обязательства построить линию между Москвой и Саратовом через Коломну, Рязань и Моршанск в 6-летний срок. Одним из организаторов строительства выступал П. Г. Фон Дервиз. Так как же появилась Приволжская железная дорога.

Октябрьская железная дорога - история создания

Октябрьская железная дорога — история создания

В 2020 году исполнилось 169 лет первой российской скоростной магистральной железной дороге Санкт-Петербург — Москва. Которую сегодня мы называем Октябрьская железная дорога. В 30-40 годах XIX века вопрос о соединении надежной дорогой Петербурга с центральными районами России потребовал неотложного разрешения. Население столицы питалось привозным продовольствием. А мелководье на Волге вынуждало нередко останавливать продвижение грузов, что ставило Петербург под угрозу голода. Кроме того, отсутствие удобных путей сообщения становилось все более серьезной помехой развитию промышленности.

Московская железная дорога - история создания

Московская железная дорога — история создания

К середине XIX в. стало очевидно, что экономическое развитие России замедляется из-за несовершенства транспортных путей. 26 января 1857 года был издан Указ об учреждении Главного общества российских железных дорог для постройки и эксплуатации первой сети русских железных дорог длиной 4000 верст. Московская железная дорога — история создания.

Куйбышевская железная дорога - история создания

Куйбышевская железная дорога — история создания

Куйбышевская железная дорога пролегает по территории Татарии, Башкирии, Мордовии, Рязанской, Пензенской, Тамбовской, Ульяновской, Самарской, Саратовской, Оренбургской, и Челябинской областей. Это крупнейшая магистраль, связывающая центральные и западные регионы страны с важнейшими экономическими районами Урала и Сибири. В начале 1866 года предприниматели и помещики Тамбова, возглавляемые губернским предводителем С. Башмаковым, обратилась в правительство с ходатайством о предоставлении концессии на сооружение железной дороги от Ряжска до Моршанска.

Красноярская железная дорога - история создания

Красноярская железная дорога — история создания

Красноярская железная дорога пролегает на юге Красноярского края и является основной транзитной линией, связывающей западные районы Сибири и Кузбасса с Восточной Сибирью и Дальним Востоком. Красноярская железная дорога является составной частью Транссибирской магистрали, с сооружением которой в конце XIX — начале XX вв. появились новые возможности для развития Сибири. Транссиб в начале XX века состоял из восьми дорог: Западно-Сибирской, Средне-Сибирской, Кругобайкальской, Забайкальской, Амурской, Северо-Уссурийской, Южно-Уссурийской и Китайско-Восточной. Основная линия Красноярской железной дороги Мариинск — Тайшет строилась как часть Средне-Сибирской магистрали.

Калининградская железная дорога - история создания

Калининградская железная дорога — история создания

Калининградская железная дорога проходит по территории Калининградской области. Калининградская область до 1946 года представляла собой северную часть бывшей Восточной Пруссии. 17 июля — 2 августа 1945 г. проходила Потсдамская конференция глав Правительств СССР, США и Великобритании, на которой было подписано соглашение о ликвидации Восточной Пруссии, о передаче г. Кенигсберга и прилегающего к нему района Советскому Союзу.

Adblock
detector