Один из красивейших вокзалов столицы – Рижский вокзал Москвы – был построен в 1901 году для обслуживания Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
Комплекс, входящий в перечень общепризнанных достопримечательностей Москвы, возвели по проекту архитектора Станислава Бржозовского — автора проекта Витебского вокзала Санкт-Петербурга. Для своего времени вокзал стал одним из тех ключевых транспортных объектов, которые позволяли наладить быстрое и безопасное сообщение с западными областями страны. И поэтому с первых дней Виндавский вокзал, как он назывался до 1930 года, был самым загруженным среди всех «железнодорожных ворот» Москвы по своему пассажиропотоку.

На протяжении своей более чем вековой истории, вокзал сменил несколько названий. Из Виндавского его переименовали в Балтийский, затем он стал Ржевским, по названию одной из ближайших к нему платформ, и только в 1946 году получил название, носимое и по сей день – Рижский. В наше время вокзал обслуживает три пары пассажирских поездов ежесуточно до Риги и Великих Лук, а также служит конечным пунктом назначения для пригородных электричек Рижского направления Московской железной дороги, обслуживающих такие крупные города Подмосковья, как Красногорск, Дедовск, Истра и Волоколамск.
Малая с точки зрения интенсивности движения поездов загрузка вокзала, кстати одного из немногих в стране, который закрывают на ночь, позволила реализовать здесь ряд масштабных проектов. Так, в 2004 году здесь начал работать музей железнодорожной техники под открытым небом, собравший в своей экспозиции несколько десятков раритетных и современных образцов подвижного состава и специальной техники. Кроме того, в здании вокзала расположен Центр научно-технической информации и библиотек РЖД, а также Центр инновационного развития компании.
Но не только этим знаменит Рижский вокзал. Даже те, кто никогда не бывал в здании, построенном в так называемом «псевдорусском стиле», могли видеть его в легендарном фильме Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих». Именно здесь снимались сцены, действие которых проходило на вокзале вымышленного города Заступинска.
Небольшая интенсивность движения поездов не раз ставили Рижский вокзал «под удар» со стороны московских властей, предлагавших проекты перепрофилирования здания и переноса отправляющихся отсюда поездов на другие вокзалы мегаполиса. Однако, все подобные предложения были отвергнуты железнодорожниками как нецелесообразные с экономической и технологической точки зрения.