До наших дней дошел только один образец машин данной серии – «У-127». Он размещен в музее Московской железной дороги на Павелецком вокзале столицы и объявлен объектом культурного наследия федерального значения. Однако, не только этим знаменит «У-127». Его история очень интересна и до сих пор порождает вокруг себя множество легенд и будоражит умы теми совпадениями, которые произошли в жизни людей, так или иначе связанных с этой машиной.
Паровозы серии «У» для пассажирских поездов производились Путиловским заводом Санкт-Петербурга для Рязано-Уральской, а затем для Николаевской, Юго-Западной, Привислинской и Ташкентской дорог в период с 1906 по 1912 годы.
Первая машина данной серии была построена в конце 1906 года и в марте 1907 года отправлена на Рязано-Уральскую магистраль. Новые паровозы могли развивать скорость до 105 км/ч и имели четыре цилиндра. Цилиндры высокого давления располагались снаружи рамы и были связаны со средней движущей осью, а цилиндры низкого давления располагались внутри рамы и приводили в движение первую коленчатую ось. Внутренние колена первой движущей оси располагались противоположно наружным кривошипам, поэтому ходовая машина не требовала тяжелых противовесов.
У паровозов был очень спокойный ход при высоких скоростях. При этом, вредного влияния на слабый рельсовый путь обнаружено не было. В 1910 году были проведены опыты, которые показали, что паровоз серии «У» удовлетворительно работал при отсечках в цилиндрах высокого давления не более 0,3. При больших выпусках мощность паровоза оказалась недостаточной. При высокой нагрузке паровоз «бросал воду». Результаты опытов послужили поводом переделки конструкции паровоза и появления паровозов серии «Уу». Так, в конструкцию паровоза были внесены изменения: усилен котел, поставлен пароперегреватель, увеличен диаметр малых цилиндров. Всего за годы постройки было собрано 63 единицы паровозов серий «У» и «Уу».
Свою историю паровоз начал в 1910 году, когда из цехов Путиловского завода его отогнали на Ташкентскую железную дорогу для работы на пассажирских маршрутах. В 1917 году «У-127» по до конца не установленным причинам получил серьезные повреждения. По официальной версии он попал в зону боевых действий, проходивших тогда в северном Казахстане. Но так или иначе его отправили на ремонт в Москву. В пути машинисты, занимавшиеся перегонкой паровоза, заболели бушевавшим в те годы по всему миру смертельным гриппом «Испанка».

По прибытию в Москву, паровоз временно поставили под забором депо Рязано-Уральской железной дороги, но буквально на следующую ночь в кабине поселились бродяги, которые залезли туда за ночлегом, но также заразились смертельной болезнью и умерли. Через еще несколько ночей ситуация повторилась и это сподвигло руководство провести полную дезинфекцию паровоза – кабину засыпали хлоркой, а все, что находилось в ней и не имело отношение к функционированию машины – сожгли.
Страшная история начала постепенно забываться. И вот в 1923 году на одном из коммунистических субботников работники депо приняли решение о восстановлении «У-127», в том числе, и наперекор дурной славе. Новая страна, воинствующий атеизм – о каких мистических совпадениях можно было думать? Паровоз довели до рабочего состояния, перекрасили в красный цвет, на тендер нанесли надпись «Беспартийные в ногу с коммунистами, смело вперед к светлому будущему! Выпущен из среднего ремонта БЕСПАРТИЙНЫМИ РАБОЧИМИ депо. К 6-летнему юбилею ячейки РКП ст. Москва Р.Ур.ж.д. 12 мая 1923 года».
В мае того же года на общем собрании коллектива при передаче отремонтированной машины в эксплуатацию старшим машинистом паровоза был назначен Владимир Ленин, а локомотиву присвоено название «Красный». Ленину в Кремль сообщили о его назначении официальным письмом. Как отреагировал вождь пролетариата на столь почетную миссию не известно, но мистические события вокруг паровоза продолжились. Так, ровно через восемь месяцев — 21 января 1924 года — в Горках после долгой болезни Владимир Ильич скончался. Спустя два дня в Москву его тело было доставлено в багажном вагоне №1691 на Павелецкий вокзал. Тянул траурный состав тот самый «У-127» под управлением машиниста депо Москва Матвея Лучина. После этого исторического рейса в кабине паровоза появилась мемориальная табличка и большой портрет Ленина в траурной рамке.
Затем локомотив перекрасили в обычный для железных дорог зеленый цвет и он под руководством Лучина стал «бегать» по стальным магистралям. Правда, трубы у него текли. Говорят, что скорее всего этот «бич» в паровозе был связан с большим котловым давлением в 14 атмосфер. Совпадения вновь забылись.
Но наступил 1937-й год. Машину сняли с эксплуатации и решили передать ее в музей. Реконструкцией внешнего облика паровоза по указанию тогдашнего наркома путей сообщения Алексея Бакулина занялся лично Матвей Лучин. Говорят, что он отбил с паровоза имперский герб и этого «У-127» ему не простил. Вскоре машинист был арестован и расстрелян. Чуть позднее расстреляли и наркома.
Паровоз же, вновь выкрашенный в красный цвет по старым фотографиям, превратился в памятник. Первый памятник-паровоз в стране. Его поставили в конце крайнего тупика депо Москва-Павелецкая и обнесли массивной цепью. Его круглосуточно охранял милиционер С началом Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года «У-127» и багажный вагон №1691 тайно эвакуировали в Ульяновск и вернули на прежнее место лишь после ее окончания. Еще несколько лет паровоз простоял под открытым небом. Легенда гласит, что однажды во время сильной грозы, в его кабину спрятались от дождя несколько человек, которые ослепли после попадания в паровоз молнии.
На этом череда совпадений и мистических событий вокруг паровоза заканчивается. Многие специалисты говорят, что 99 процентов из тех слухов, которыми оброс «У-127» являются не более чем вымыслом. Но ведь вполне можно согласиться и с теми, кто уверяет, что такой ореол таинственности, который окружает легендарный паровоз, вряд ли можно найти вокруг какого-то другого образца железнодорожной техники.
22 января 1948 года, в день 78-летия Ленина, у Павелецкого вокзала был торжественно открыт музей-павильон «Траурный поезд В.И.Ленина», который серьезным образом был реконструирован и расширен в начале 80-х.
С распадом СССР, в 1991 году, над музеем нависла угроза исчезновения, однако он сохранился. В 2001 году павильон перешёл в собственность музея Московской железной дороги, а 5 августа 2011 года состоялось торжественное открытие отреставрированного здания, в котором отныне разместилась основная экспозиция музея столичной магистрали.