Курский вокзал Москвы, пожалуй, самый необычный вокзал города. Являясь транзитным, он совмещает в себе сразу два направления – Горьковское и Курское, по которым ежесуточно отправляются в поездку сотни тысяч пассажиров.
Изначально Нижегородский вокзал, как тогда называли прообраз современного комплекса, размещался в районе Абельмановской заставы, был деревянным и обслуживал поезда в сторону Нижнего Новгорода. Однако, с завершением в 1868 году строительства линии до Курска встал вопрос о том, где разместить еще один московский вокзал. Исходя из геометрии путей было принято решение строить один комплекс, который бы обслуживал сразу два направления. Место было выбрано на Садовом кольце, а за работу взялся архитектор Николай Орлов, по проекту которого в 1896 году и возвели изящное белое здание с колоннами.

С тех пор и по сей день левое крыло вокзала отдано Курскому направлению, а правое – Горьковскому. За свою историю Курский вокзал реконструировался дважды – в 1938 и в 1972 году. Причем, в последний раз в ходе работ по реконструкции к зданию было пристроено новое здание со стеклянным фасадом, выходящее в сторону площади. Оно закрыло собой интерьеры прежнего вокзала, но никоим образом их не повредило. Богатую лепнину и архитектуру конца позапрошлого века можно видеть со стороны путей и в многочисленных залах ожидания вокзала.
В 2011 году Курский вокзал, первым в России, прошел модернизацию, призванную сделать здание комфортным для пассажиров, ликвидировать здесь нелегальную торговлю и криминал. Здесь же впервые стала предоставляться беспроводного доступа в интернет. На вокзале проводилась фотовыставка, посвященная 30-летию скоростных поездов TGV, курсирующих во Франции. В наши дни вокзал обслуживает поезда, следующие в направлении Украины, Курска, Белгорода, Старого Оскола, Тулы, Владимира, Нижнего Новгорода, а также составы, следующие транзитом из Санкт-Петербурга в направлении Поволжья и Сибири. Пригородные электрички доставляют отсюда пассажиров в такие крупные города Подмосковья, как Серпухов, Чехов, Подольск, Железнодорожный, Орехово-Зуево, Реутов, Павловский Посад.
С 2010 года от специально построенной платформы до Нижнего Новгорода и обратно курсируют скоростные поезда «Сапсан». Курский вокзал неоднократно становился местом событий, описанных в произведениях отечественных литераторов. В частности, отсюда свой путь по стране за сокровищами начали Остап Бендер и Киса Воробьянинов из легендарного романа Ильфа и Петрова «12 стульев», здесь садился в электричку до Петушков герой Венедикта Ерофеева.