Вокзал Победы», «Западные ворота страны», «Окно в Европу». Именно так в обиходе часто называют Белорусский вокзал Москвы – один из самых красивых в мегаполисе и шестой по своему возрасту среди всех вокзалов столицы. А началось все с одноколейки, протянувшейся в апреле 1869 года между Москвой и Смоленском.

Трудно представить себе, что когда-то вокзал, называвшийся изначально Смоленским, имел всего одну платформу. Правда, это продлилось недолго и как только линия протянулась до Бреста и Варшавы, а пассажиропоток увеличился, железнодорожникам пришлось достроить здесь еще один путь. Но и этого оказалось мало. К расширению и реконструкции вокзала, который к тому моменту не вмещал всех пассажиров, приступили лишь в 1907 году. Автором проекта стал архитектор Иван Струков. Спустя три года было открыто левое крыло вокзала, а еще через два года – правое и именно в таком виде вокзал дошел до наших дней. Кстати, сразу после реконструкции комплекс переименовали в Александровский, а в 1922 году – в Белорусско-Балтийский – по имени магистрали, в которую объединили Александровскую и Белорусско-Балтийскую железные дороги. Правда, и это название вокзал «проносил» недолго – в 1936 году ему дали новое, уже привычное для нас имя – Белорусский.
До сих пор многих пассажиров, особенно впервые оказавшихся в столице, частенько предупреждают, что имя станции, указанной в их билетах, отлично от названия вокзала – «Москва-Смоленская». А если говорить серьезно – то история Белорусского вокзала неразрывно связана и с трагическими и со славными страницами истории страны в 20-м веке. Отсюда уходили воинские эшелоны на фронт в 1941-м, сюда же возвращались войны-победители в 1945-м. На перроне вокзала впервые была исполнена легендарная песня «Священная война». В страшные годы войны здесь собирались тысячи москвичей, чтобы услышать последние сводки Советского Информбюро. В местном музее, расположенном в Воинском зале, постоянно демонстрируются десятки фотографий, документов и экспонатов, наглядно демонстрирующих подвиг народа в борьбе с фашистами, вклад железнодорожников в общую победу, помощь тыла и, конечно же, работу вокзала в годы войны. Неоклассическое здание с элементами ампира и ложной готики, построенное в самом центре города и так эффектно обрамляющее площадь Тверской заставы, в разные годы привлекало внимание режиссеров. Вокзал по праву можно назвать «кинозвездой», ведь здесь проходили съемки не одного десятка кинолент, навсегда вошедших в классику отечественного кинематографа. Это и фильм «Белорусский вокзал», и «Летят журавли», и «Девушка без адреса», и «Она вас любит». И это далеко не полный перечень картин, действие в которых так или иначе происходит на платформах Белорусского вокзала.
Что же касается эксплуатационной работы, то Белорусский вокзал располагает семью платформами и десятью путями для поездов дальнего следования и пригородных электричек юго-западного и западного направлений. Поезда соединяют Москву со Смоленском, Калининградом, Минском, Брестом, Варшавой, Берлином, Парижем, Прагой, Вильнюсом. Сюда прибывает и отсюда отправляется поезд, следующий по самому протяженному трансъевропейскому маршруту – «Москва-Ницца». С 2009 года с Белорусского вокзала можно добраться на «Аэроэкспрессе» до аэропорта Шереметьево. В пригородном сообщении электрички отсюда курсируют до подмосковных Одинцово, Голицыно, Звенигорода, Кубинки, Можайска. Пассажиропоток вокзала составляет около 2 тыс пассажиров ежечасно. Стоит отметить, что Белорусский вокзал Москвы много лет подряд удерживает звание лучшего в своей группе предприятия на сети стальных магистралей страны, за что его коллектив неоднократно был награжден почетными дипломами и денежными премиями.
04.03.2020