Маглев - поезда на магнитной подушке: как они работают?

Что такое поезда маглев? Маглев – это сокращённая форма словосочетания «магнитная левитация». Именно принцип левитации положен в основу движения высокоскоростных поездов.

Описание технологии

Что такое магнитная подушка? Главными причинами увеличения скорости движения транспортных средств являются сила трения о дорогу и сопротивление воздуха.

В начале 20 века российский учёный Вайнберг и американец Башлэ независимо и почти одновременно нашли метод исключения трения о дорогу. Они предложили удерживать вагон над дорогой магнитными силами. Движение по дороге осуществить за счёт магнитного импульса, подобно втягиванию сердечника в электромагнитную катушку.

Впоследствии явление преодоления действия гравитационных сил при помощи магнитов назвали магнитная левитация.
foto_18072019
Если магниты установить на дороге и вагоне, повернуть их одноимённые полюса друг к другу, то вагон поднимется. Нужно только рассчитать силу магнитов. При этом исключаются силы трения о дорогу и для движения вагона надо приложить меньшее усилие.

Движение обеспечивается тоже магнитными силами, только действуют они по горизонтали – это называется линейный электродвигатель. Такой поезд не нуждается в механизме рулевого управления наподобие используемого в автотранспорте https://steering.com.ua/catalog/rulevoe-upravlenie-1.

Перспектива

Поезда на монорельсовом пути с магнитной подушкой считаются самым перспективным наземным транспортом на расстояния до 1000 км. Они конкурируют с самолётом по скорости, надёжности, комфортности и эффективности использования энергии. По сравнению с маглевом самолёт тратит в 5 раз больше энергии.

Важной особенностью таких поездов является необходимость строительства специального Т-образного пути на мощном бетонном основании. Активные работы по внедрению в жизнь такого транспорта ведутся в Японии, Китае, Южной Корее и Германии.

Достоинства

Какие достоинства у поездов маглев?
  1. Высокая скорость делает такие поезда лидерами наземного транспорта.
  2. Эффективное использование электроэнергии по сравнению с действующими поездами на электрической тяге и электромобилями.
  3. Низкие затраты в эксплуатации из-за отсутствия трущихся деталей, таких как колёса, тормозные накладки, рельсы.
  4. Возможности увеличения скорости до нескольких тысяч км/час при движении поезда в вакуумной трубе. Эксперименты по такому виду передвижения проводились ещё первооткрывателями, но практическое применение требует новых технологий и огромных капиталовложений.
  5. Отсутствие шума обычного поезда: стук колёс на стыках рельс, звуки от трения колёс о рельсы.

Недостатки

Какими недостатками обладают маглевы?
  1. Цена километра дороги превышает стоимость строительства подземной части метро. Затраты на строительство поезда в разы выше стоимости традиционного состава.
  2. Путь маглева подходит только ему, другие поезда «пустить» нельзя. По рельсам могут двигаться поезда с разной скоростью.
  3. Влияние магнитного поля на человека, окружающую среду и приборы не изучено. Поезда на магнитной подушке – высокотехнологичный, перспективный транспорт, который в ближайшем будущем обеспечит безопасную, быструю и комфортную доставку пассажиров на значительные расстояния.
Реализация технологии производится в Германии, Великобритании, Китае, Южной Корее.

 

18.11.2019