linksdomen.txt sape_code_include.php
Военно-санитарные поезда

Военно-санитарные поезда

24 июня 1941 года Народный комиссариат путей сообщений дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов. Военно-санитарные поезда в годы войны перевезли миллионы раненых и больных. Они были своеобразными госпиталями на колесах, где целыми сутками, не зная отдыха, врачи и медсестры работали у операционных и перевязочных столов. Санитарные поезда требовались медицинской службе каждого фронта, каждой армии. Это были кровеносные сосуды, связывающие медиков фронта и тыла.

Военно-санитарные поезда
Военно-санитарный поезд №87, г. Саратов

На Рязано-Уральской железной дороге (ныне — Приволжская) в Саратовской области было сформировано 3 военно-санитарных поезда. За годы войны на железнодорожные станции Саратовской области пришло более 100 военно-санитарных поездов с ранеными бойцами. Благодаря усилиям медиков, в эвакогоспиталях поправили свое здоровье более 300 тысяч раненых.

Военно-санитарные поезда — первый состав

17 июля 1941 года в первый рейс из Саратова отправился военно-санитарный поезд №87, начальником которого был майор медицинской службы Павел Кондратьевич Табаков (отец народного артиста СССР Олега Павловича Табакова). Замелькали станции: Балашов, Паворино, Лихая, Ростов, Запорожье… День за днем, месяц за месяцем трудились сотрудники военно-санитарного поезда – врачи, медсестры, санитары, проводники. В их числе: врач, старший лейтенант Виктор Ушацкий, заведующая аптекой Дина Островская, медсестры Антонина Каширина, Татьяна Усина, Александра Клокова, Валентина Кащенко. Они вывозили раненых из прифронтовой зоны, лечили, доставляли в тыл.

Во время Великой Отечественной войны военно-санитарный поезд №87 совершил 35 рейсов, прошел более 220 тысяч километров. Об этом можно прочитать в сохранившемся «Путевом дневнике военно-санитарного поезда №87», который вела делопроизводитель Лидия Приходько. Победу персонал военно-санитарного поезда №87 встретил на станции Валуйки Воронежской области. Но работа на этом не закончилась. В июле 1945 года поезд отправился в Варшаву и Франкфурт, в августе и сентябре того же года перевозил репатриированных, а в октябре и ноябре — демобилизованных, отпускников и гражданских лиц.

Военно-санитарные поезда
Военно-санитарный поезд №312, г. Вологда

Музейный экспонат

17 июля 2002 года на территории Саратовского государственного музея боевой славы появился необычный экспонат. Им стал военно-санитарный вагон 40-х годов. Этот вагон являлся аптекой-перевязочной, состоящей из санпропускника, перевязочной, отделения для тяжело- и легкораненых, аптеки и медицинского поста. Здесь воспроизведена атмосфера военных лет: представлены подлинные медицинские инструменты того времени, предметы быта, а также документы из архива военно-санитарного поезда №87, которые долгое время хранила Лидия Степановна Приходько (Табакова).

В первые месяцы войны Вологодский паровозовагоноремонтный завод подготовил к эксплуатации более 10 военно-санитарных поездов. Такие поезда имели специально оборудованные места для раненых, вагон-операционную, вагон-аптеку, вагон-прачечную.

Встреча ветеранов военно-санитарного поезда
Встреча ветеранов военно-санитарного поезда

Коллектив поезда №312

Первый военно-санитарный поезд №312 вышел в первый рейс 26 июня 1941 года. В бригаде поезда было 40 медицинских работников и железнодорожников. Поезд совершил десятки рейсов на все фронты. Пройдя 200 тысяч километров, то есть расстояние, равное пяти кругосветным маршрутам. За это время поездом было перевезено более 25 тысяч раненых.

Коллектив поезда №312 внес десятки рационализаторских предложений по организации перевозки раненых, превратив поезд в образцовое лечебное учреждение. Когда военно-санитарный поезд №312 прибывал на станцию, его старались поставить на первый путь — настолько он был красивым и ухоженным. Персонал поезда — начальник С. Даничев, парторг И. Порохин, старшая операционная сестра Л. Разумова, военный фельдшер Ф. Киселева и весь коллектив — старались, чтобы раненые чувствовали себя как дома: в поезде был оборудован вагон-баня, на крыше стояли ящики с выращиваемой зеленью, под вагонами перевозили кур, поросят, чтобы подавать к столу раненых бойцов свежее мясо и яйца. В поезде царил образцовый порядок и чистота.

Вечная слава медикам военных лет. Они дали нам возможность жить мирно. Поэтому следите за своим здоровьем и здоровьем ваших детей. Соблюдайте здоровый образ жизни, чтобы ваше тело и суставы были здоровы.

Впоследствии о легендарном санитарном поезде №312 писательница Вера Панова написала книгу «Спутники», а на экраны вышли художественные фильмы «Поезд милосердия» и «На всю оставшуюся жизнь».

Военно-санитарные поезда
Бронепоезда
Забайкальская магистраль
Западно-Сибирская магистраль
Красноярская магистраль
Куйбышевская магистраль
Московская магистраль
Октябрьская магистраль
Приволжская магистраль
Северо-Кавказская магистраль
Юго-Восточная магистраль
Южно-Уральская магистраль
Герои-железнодорожники

Поделиться ссылкой:

Adblock
detector