Рудзутак Ян Эрнестович

Рудзутак Ян ЭрнестовичОдин из самых известных деятелей революции 1917 года Рудзутак Ян Эрнестович родился в 1887 году в Латвии. Его родителями были обычные крестьяне, вследствие чего из образования у революционера было всего два класса приходской школы.

Свою карьеру в партии РСДРП он начал в 18 летнем возрасте, а немногим позже присоединился к большевистскому движению. Организация быстро эволюционировала и росла.

Рудзутак обеспечивал транспортировку в Латвию нелегальной литературы и оружия, которые привозили морем из-за рубежа под видом разрешенных грузов. Деятельность была пресечена полицией, в 1909 году Ян Эрнестович подвергся аресту и был приговорен к пятнадцатилетней каторге.

Благодаря Февральской революции и соответствующей амнистии Ян оказался на свободе в 1917 году. Он сразу же включился в партийную работу, заняв должность инструктора Московского областного бюро Советов.

Важнейшей задачей революционера стало налаживание контактов с профсоюзами текстильщиков. Эту функцию революционер реализовал более чем эффективно: именно он организовал самую крупную стачку-предшественницу Октябрьской революции.

С 1922 по 1924 годы Рудзутак Ян Эрнестович работал в Средней Азии. Это был очень успешный период: за непродолжительный срок ему удалось восстановить аграрный сектор и вернуть мир в регион.

Работа во главе железнодорожной отрасли


В 1924 году Рудзутак получил новую должность наркома путей сообщения. В управление ему досталось допотопное транспортное хозяйство с устаревшими и неисправными поездами, вагонами.

Необходимо было заменить более пятнадцати тысяч километров железной дороги, тридцать процентов российских мостов было уничтожено после Гражданской Войны, еще треть нуждалась в капитальном ремонте либо полной замене. Деятельность наркома приобрела огромное значение для страны.

Благодаря его таланту и организаторскому чутью, была создана единая система управления железными дорогами. Внимание уделялось также совершенствованию механизмов транспорта, систем охлаждения. О современных конструкциях радиатора тепловоза можно было только мечтать.

Уже в первую годовщину вступления в должность Ян смог опробовать первый ленинградский тепловоз, а к 1926 году совокупное количество железнодорожных перевозок впервые превысило довоенную статистику.

Кроме железнодорожного, в ведении Наркома путей сообщения находились речной и морской флот, а также все шоссейные магистрали. Рудзутак стал инициатором и идейным вдохновителем следующих проектов:

1) строительство малых экономичных речных судов;

2) строительство Волго-Донского канала;

3) углубление дона для навигации морских судов.

В 1931 году Рудзутак стал председателем Центральной контрольной комиссии, он отвечал за соблюдение партийной дисциплины. В 1937 году был арестован за шпионаж и контрреволюционную деятельность, а спустя год расстрелян. Семье революционера удалось добиться его реабилитации лишь после 20-го съезда партии в 1956 г.

 

24.07.2017