Петр Андреевич Клейнмихель

Клейнмихель

П.А. Клейнмихель – военный и государственный деятель первой половины 19 века. На протяжении длительного времени занимал различные ответственные посты в российском правительстве, приобрел славу благодаря тому, что в короткие сроки построил железную дорогу между двумя российскими столицами.

Жестокий граф Петр Андреевич Клейнмихель


Его имя упоминается в поэме Н.А. Некрасова «Железная дорога». Считался жестким, непопулярным в народе деятелем, являлся предметом ненависти народа. Современники отмечали, что его жестокость превосходила даже тяжелый нрав прославленного Аракчеева.

Родился в 1793 году в семье генерала. Начало карьеры связано с войной 1812 года. Был адъютантом графа Аракчеева, после войны – флигель-адъютантом царя Александра I. Благодаря аккуратности и исполнительности получил повышение, став начальником штаба военных поселений, где и получил первый опыт в области строительства.

При Николае I его карьера развивалась. Его заслуги были признаны новым императором, и Клейнмихель продолжил руководить военными поселениями, а также принял участие в работе комитета для создания устава пехотной службы.

Руководил ремонтными работами в Зимнем дворце после пожара в 1837 году, выполнив работы в рекордные сроки, за что получил титул графа. В дальнейшем ему предложили принять участие в строительстве первой в России железной дороги.

Первая российская железная дорога


В то время считалось, что постройка железнодорожных путей в России в принципе невозможна из-за особенностей грунта и трудных погодных условий, затяжных дождей в осенние и весенний сезоны. Однако граф Клейнмихель взялся за работу, обещав царю провести железнодорожное сообщение в нереально короткие сроки. Инженеры и другие эксперты не верили, что это будет возможно.

На посту руководителя Главного управления путей сообщения и публичных зданий в период с 1842 года по 1855 граф отличился преданностью делу и жестокостью к подчиненным. Использовал неэффективный ручной труд крестьян. 

Строительство сопровождалось многими человеческими жертвами.  Работа продолжалась даже зимой, людей от холода не спасали теплые вещи: тулупы, варежки из овчины. Немало трагических, смертельных случаев произошло в этот период.

В ходе строительства железной дороги между Петербургом и Москвой лично объезжал и осматривал работы, проверяя их качество.

Построенная им Николаевская железная дорога, впервые соединив две столицы, оказала влияние на развитие экономики, оказала дальнейшее воздействие на внедрение в Российской империи новинок техники.

Отличался яростным, неукротимым характером, преданностью царю. Действовал на своем посту энергично, предприимчиво, искал новые, неожиданные пути решения возникающих перед ним проблем.

В 19 веке были известны выпускаемые им документы – образец аккуратности и педантичного следования букве закона.

 

 

21.09.2017