Министры путей сообщения России и СССР

Н.Е. Аксененко
Аксененко Николай Емельянович, 1949 - 2005

C 1997 по 21 мая 1999 и с 16 сентября 1999 г. по 3 января 2002 г. - министр путей сообщения Российской Федерации.
Инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог. В 1999 - 2000 гг. работал первым заместителем председателя правительства Российской Федерации.

В период его работы министром разработана и утверждена Правительством Российской Федерации Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте, направленная на сохранение единства железнодорожной сети и предусматривающая разделение функций государственного регулирования и хозяйственного управления в отрасли.

А.А. Андреев
Андреев Андрей Андреевич, 1931 - 1935 - народный комиссар путей сообщения СССР. Одновременно заместитель председателя СНК СССР. Государственный и партийный деятель. При нем был построен паровоз серии ФД, выпущен первый советский электровоз ВЛ19, создан НИИ железнодорожного транспорта, учрежден знак "Почетному железнодорожнику".
А.В. Бакулин
Бакулин Алексей Венедиктович, 1937 - 1938 - народный комиссар путей сообщения СССР. Государственный и военный деятель, политработник. В бытность его наркомом путей сообщения было принято решение НКПС, ВЦСПС об организации соревнования.
Бещев Борис Павлович
Бещев Борис Павлович, 1948 - 1977 - министр путей сообщения СССР. Инженер путей сообщения, государственный деятель.
А.П. Бобринский
Бобринский Алексей Павлович, 1871 - 1874 - министр путей сообщения и публичных зданий. Государственный и военный деятель, генерал-лейтенант. Был сторонником строительства железных дорог за счет казны.
В.А. Бобринский
Бобринский Владимир Алексеевич, 1869 - 1871 - министр путей сообщения и публичных зданий. Государственный и военный деятель, генерал-лейтенант. При нем шло усиленное железнодорожное строительство по концессиям, в результате задолженность частных дорог казне возросла до огромных сумм.
Витте С.Ю.
Витте Сергей Юльевич, 15 февраля - 30 августа 1892 - министр путей сообщения. Государственный деятель, граф, почетный член Петербургской Академии наук. В 1903 - 1906 гг. - председатель комитета (с 1905 г. - Совета) министров. Был сторонником строительства Транссибирской магистрали. Для спрямления пути к Владивостоку часть дороги (КВЖД) проложил по Маньчжурии (территория Китая). Районы вблизи КВЖД стали интенсивнее заселяться русскими, что вызвало противодействие Японии.
А.Я. Гюббинет
Гиббенет (Гюббенет) Адольф Яковлевич, 1889 - 1892 - министр путей сообщения. Сенатор (1885), член Государственного Совета России. Ввел правительственный надзор за тарифами по проезду на частных железных дорогах.
Ф.Э. Дзержинский
Дзержинский Феликс Эдмундович, 1921 - 1924 - народный комиссар путей сообщения. Одновременно председатель Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК, с 1922 г. - ГПУ). В 1921 г. СНК было утверждено Положение о Наркомате путей сообщения, создан Трансплан, введена платность перевозок, внедрялись основы хозрасчета. В 1922 г. введен в действие новый Устав железных дорог. В НКПС переданы технические училища, восстановлен отдел здравоохранения.
М.Т. Елизаров
Елизаров Марк Тимофеевич, 28 октября 1917 - февраль 1918 - временный заместитель народного комиссара путей сообщения. Фактически был первым народным комиссаром путей сообщения РСФСР. Главная заслуга - создание центрального аппарата НКПС. (Окончил математический факультет Петербургского университета.)
А.И. Емшанов
Емшанов Александр Иванович, 1920 - 1921 - народный комиссар путей сообщения РСФСР. В 1918 - 1920 гг. был начальником Пермской железной дороги. Государственный и партийный деятель.
А.А. Зайцев
Зайцев Анатолий Александрович, 1996 - 1997 - министр путей сообщения Российской Федерации. Инженер путей сообщения - электромеханик, доктор экономических наук, партийный и государственный деятель.
Л.М. Каганович
Каганович Лазарь Моисеевич, 1935 - 1937, 1938 - 1942, 1943 - 1947 - народный комиссар путей сообщения СССР. Одновременно был секретарем ЦК ВКП(б), возглавлял ряд других наркоматов. В бытность его наркомом путей сообщения введены общесетевой график движения поездов, единое расписание и Устав железных дорог СССР. Построены паровозы серий СО к и ИС, электровоз ВЛ22, стали применяться путеукладочные краны системы В.И. Платова. Установлено ежегодное празднование Всесоюзного дня железнодорожника.
П. А. Клейнмихель
Клейнмихель Петр Андреевич, 1842 - 1855 - главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями. Генерал-адъютант, граф. При нем была построена железная дорога Санкт-Петербург - Москва. В Санкт-Петербурге Клейнмихель строил Николаевский мост, здание Нового Эрмитажа и др. Все стройки велись быстро, но ценой больших капиталовложений и огромных человеческих жертв. Был уволен за злоупотребления по службе и за расточительство казенных средств.
П.А. Кобозев
Кобозев Петр Алексеевич, май 1918 - июль 1918 - народный комиссар путей сообщения РСФСР. Окончил Рижский политехнический институт. Государственный и партийный деятель.
И.В. Ковалев
Ковалев Иван Владимирович, 1944 - 1948 - народный комиссар, с апреля 1948 г. - министр путей сообщения СССР. Генерал-лейтенант технических войск, доктор военных наук, профессор, автор научных трудов по работе транспорта в период военных действий. Государственный, партийный, военный деятель.
Н.С. Конарев
Конарев Николай Семенович, 1982 - 1991 - министр путей сообщения СССР. Инженер путей сообщения, государственный деятель, академик и вице-президент Академии транспорта РФ.
Л.Б. Красин
Красин Леонид Борисович, 1919 - 1920 - народный комиссар путей сообщения РСФСР. Инженер-технолог по образованию, государственный и партийный деятель. В его бытность наркомом путей сообщения при НКПС было создано Главное политическое управления.
А.К. Кривошеин
Кривошеин Аполлон Константинович, 1892 - 1894 - министр путей сообщения. Чиновник, придворный.
Э.Б. Войновский-Кригер
Кригер-Войновский Эдуард Брониславович, 28 декабря 1916 - 28 февраля (13 марта) 1917 - министр путей сообщения. Инженер путей сообщения.
А.В. Ливеровский
Ливеровский Александр Васильевич, 31 августа (13 сентября) - 25 октября (7 ноября) 1917 - управляющий, а с 25 сентября (8 октября) - министр путей сообщения Временного правительства. Инженер путей сообщения, специалист в области строительства железных дорог.
Л.Д. Матюхин
Матюхин Леонид Иванович, 8 мая - 26 ноября 1991 - министр путей сообщения СССР. Инженер путей сообщения, хозяйственный и государственный деятель.
П.П. Мельников
Мельников Павел Петрович, 1804 - 1880 - инженер путей сообщения, специалист в области строительства железных дорог, организатор железнодорожного транспорта в России, в 1862 г. был назначен главноуправляющим железнодорожным ведомством, первый министр путей сообщения России в 1866 - 69 гг. Разработал теоретические основы строительства железных дорог. Руководил прокладкой первой крупной отечественной магистрали Санкт-Петербург - Москва. Автор первого теоретического труда по железнодорожному делу "О железных дорогах" (1835); многие работы остались в рукописях. На станции Любань на железнодорожной линии между Москвой и Санкт-Петербургом и на площади трех вокзалов в Москве установлены памятники Мельникову (1955 и 2003). На здании Петербургского государственного университета путей сообщения - мемориальная доска.
Министр путей сообщения России В.Н. МорозовМорозов Вадим Николаевич, с 7 октября 2003 г. по март 2004 г. - министр путей сообщения Российской Федерации. Инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог.
    Родился в 1954 году. Трудовую деятельность на железнодорожном транспорте начал в 1971 году на Октябрьской железной дороге в локомотивной депо Волховстрой слесарем. После окончания в 1977 году Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта работал на той же дороге дежурным по горке, маневровым диспетчером, заместителем начальника и начальником станции, заместителем начальника и начальником отделения дороги, начальником службы, заместителем и первым заместителем начальника дороги, начальником Октябрьской железной дороги. Затем занимал должность заместителя председателя Законодательного собрания Ленинградской области, работал первым заместителем начальника Юго-Восточной железной дороги, заместителем министра путей сообщения Российской Федерации.
    С мая 2000 г. - первый заместитель начальника Московской железной дороги.
    В 2002 г. назначен первым заместителем министра путей сообщения РФ. 23 сентября 2003 года - и.о. министра путей сообщения.
    7 октября 2003 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ № 1188 о назначении Вадима Николаевича Морозова министром путей сообщения Российской Федерации.
В.И. Невский
Невский Владимир Иванович, июль 1918 - март 1919 - народный комиссар путей сообщения РСФСР. Одновременно был членом Реввоенсовета и Совета обороны. Член президиума ВЦИК (1919 - 1920). Сторонник централизованного управления транспортом. Государственный и партийный деятель. (Окончил Харьковский университет.)
Н.В. Некрасов
Некрасов Николай Виссарионович, 2 (15) марта - 4 (17) июля 1917 - министр путей сообщения Временного правительства. Инженер путей сообщения, специалист в области строительной механики и мостостроения. Сторонник децентрализации управления железными дорогами.
К.С. Немешаев
Немешаев Клавдий Семенович, 1905 - 1906 - министр путей сообщения. Инженер путей сообщения, до назначения министром занимал пост начальника Юго-Западной железной дороги. В 1912 - 17 гг. - член Государственного Совета.
И.Г. Павловский
Павловский Иван Григорьевич, 1977 - 1982 - министр путей сообщения СССР. Инженер путей сообщения, государственный и хозяйственный деятель.
Г.Е. Паукер
Паукер Герман Егорович, 1888 - 1889 - министр путей сообщения и публичных зданий. Инженер-строитель, специалист в области строительной механики, генерал-лейтенант, почетный член Петербургской Академии наук, член Военного Совета, профессор Военно-инженерной академии.
К.Н. Посьет
Посьет Константин Николаевич, 1874 - 1888 - министр путей сообщения и публичных зданий. Государственный и военный деятель, адмирал, член Государственного Совета. В бытность его министром путей сообщения и публичных зданий в России было построено более 9 тыс. км железных дорог, утвержден первый Устав Российских железных дорог, расширены и построены новые каналы.
А.Г. Рогов
Рогов Алексей Гаврилович, февраль 1918 - май 1918 - народный комиссар путей сообщения РСФСР. Рабочий-железнодорожник, участник революции 1905 - 1907 гг. в Красноярске. В 1918 г. делегат Чрезвычайного железнодорожного съезда, член Всероссийского исполнительного комитета железнодорожников (Викжедора). Участвовал в подготовке декрета СПК "О централизации управления, охране дорог и повышении их провозоспособности". Профсоюзный и партийный деятель.
Я.Э. Рудзутак
Рудзутак Ян Эрнестович, 1924 - 1930 - народный комиссар путей сообщения. Одновременно с 1926 г. заместитель председателя СНК и СТО СССР. Профессиональный революционер. Один их активных участников индустриализации страны. При нем были построены первые магистральные тепловозы, положено начало электрификации железных дорог, строительству четырехосных грузовых вагонов, внедрению электрической централизации стрелок.
М.Л. Рухимович
Рухимович Моисей Львович, 11 июня 1931 - 2 октября 1931 - народный комиссар путей сообщения. Профессиональный революционер, государственный и партийный деятель. В 1930-31 гг. было принято решение о введении автосцепки, начато оборудование автоблокировкой участка Покровско-Стрешнево-Волоколамск, совершил первый рейс из Ленинграда в Москву скорый поезд "Красная стрела". Из НКПС выделено Управление водным транспортом и образован Наркомат водного транспорта.
С.В. Рухлов
Рухлов Сергей Васильевич, 1909 - 1915 - министр путей сообщения. Помощник Государственного секретаря, юрист. Сторонник усиления государственного влияния на экономику. Добился бездефицитной работы железных дорог. Осуществлял выкуп в казну частных железных дорог. В 1913 г. эксплуатационная длина сети составила 58,5 тыс. км. В Сормово был построен паровоз серии С, развивавший в пробных поездках скорость 110 км/ч. Благодаря четкой работе железных дорог мобилизация в России в связи с началом первой мировой войны прошла в установленные сроки.
Старостенко В.И.
Старостенко Владимир Иванович, 29 мая - 16 сентября 1999 - министр путей сообщения Российской Федерации. Инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог, хозяйственный и государственный деятель.
Г.С. Тахтамышев
Тахтамышев Георгий Степанович, 11 (24) июля - 24 июля (6 августа) 1917 - управляющий Министерством путей сообщения Временного правительства. Инженер путей сообщения, специалист в области строительства, государственный деятель.
А.Ф. Трепов
Трепов Алексей Федорович, 1915 - 1916 - министр путей сообщения. Государственный деятель, сенатор. При нем ускорилось сооружение Мурманской железной дороги, переведена на широкую колею Архангельск - Вологда. Основное внимание уделял организации воинских перевозок. Учредил в составе МПС Управление шоссейных дорог.
Л.Д. Троцкий
Троцкий Лев Давидович, 25 марта - 10 декабря 1920 - народный комиссар путей сообщения РСФСР. Одновременно был наркомом по военным и морским делам и председателем Реввоенсовета.
Президент ОАО Фадеев Геннадий Матвеевич, 1992 - 1996 и 4 января 2002 г. -  22 сентября 2003 г. - министр путей сообщения Российской Федерации. Инженер путей сообщения, академик Академии транспорта РФ. Родился 10 апреля 1937 года в городе Шимановске Амурской области. В 1961 году закончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта. Его трудовая биография началась на станции Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги с должности дежурного по путям. Через два года он стал главным инженером станции.
    Г.М. Фадеев возглавлял отделения Восточно-Сибирской железной дороги, был первым заместителем ее начальника. Затем руководил Красноярской и Октябрьской железными дорогами.
    В 1987 году Г.М. Фадеев стал заместителем, а в 1988 году - первым заместителем Министра путей сообщения СССР.
    В 1992 году был назначен Министром путей сообщения России и находился на этом посту до 1996 года. Затем был Генеральным секретарем Международного координационного совета по транссибирским перевозкам, а с 1999 года возглавлял Московскую железную дорогу.
    В январе 2002 года был вновь назначен Министром путей сообщения Российской Федерации.
    22 сентября 2003 года Распоряжением Правительства Российской Федерации №1384-р освобожден от должности Министра путей сообщения и назначен Президентом открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
М.И. Хилков
Хилков Михаил Иванович, 1895 - 1905 - министр путей сообщения. Специалист в области строительства и эксплуатации железных дорог, государственный деятель, князь. Министром путей сообщения стал по рекомендации С. Ю. Витте. При нем было отмечено оживление железнодорожного строительства, особенно на Великом Сибирском пути. В 1896 г. было открыто Московское высшее инженерное училище и учрежден профессиональный праздник железнодорожников. В 1905 г. был уволен за попытку вступить в переговоры со стачечниками. В 1906 г. - член Государственного Совета.
А.В. Хрулев
Хрулев Андрей Васильевич, 1942 - 1943 - народный комиссар путей сообщения СССР. Генерал армии, заместитель наркома обороны СССР - начальник Главного управления тыла. Много внимания уделял развитию паровозного хозяйства, поддержал идею о создании колонн паровозов особого резерва НКПС. Весной 1942 г. принят общесетевой план формирования поездов, новый летний график (с учетом опыта работы во время войны). Велись работы по восстановлению железных дорог, построена линия Кизляр - Астрахань, строилась рокадная линия вдоль Волги, решались задачи транспортного обеспечения стратегических операций Красной Армии.
К.В. Чевкин
Чевкин Константин Владимирович, 1855 - 1862 - главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями. Генерал от инфантерии, сенатор, член Государственного Совета. С 1842 г. входил в комитет по сооружению Петербург-Московской железной дороги.
Н.К. Шаффгаузен-Шенберг-Эк-Шауфус
Шафгаузен-Шенберг-Эк-Шауфус Николай Константинович, 1900 - 1909 - министр путей сообщения. Генерал-лейтенант, член Государственного Совета (1908).
П.П. Юренев
Юренев Петр Петрович, 25 июля (7 августа) - 31 августа (13 сентября) 1917 года - министр путей сообщения Временного правительства. Инженер путей сообщения, специалист в области строительства железных дорог, государственный деятель. Противник вмешательства в деятельность железных дорог политических и общественных организаций.

См. также:История Министерства путей сообщения

 

29.06.2017