Савеловский вокзал Москвы

Савеловский вокзал считается самым молодым вокзалом на железнодорожной карте Москвы. Он был открыт в 1902 году для обслуживания 130-километровой линии до села Савелово, которая изначально проектировалась для доставки грузов из Рыбинска, где кончался большой волжский водный путь в Белокаменную.

Савеловский вокзал Москвы

В те годы на месте современного двухэтажного комплекса было построено одноэтажное здание, большую часть которого занимали служебные квартиры. Кстати, выбор места для его расположения был связан с серьезными бюрократическими проволочками. А дело в том, что изначально за Бутырской заставой Москва уже заканчивалась и стоимость земли была невысокая. Но в процессе строительства вокзала, начавшегося еще в 1897 году, границы города расширились, из-за чего затраты кратно возросли. Окончательно вокзал достроили только после передачи в казну Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, общество которой во главе с промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым и инициировало проект его создания.

Так или иначе, Бутырский вокзал, а именно так он назывался до 1912 года, был открыт. Тогда в нем размещались, помимо служебных квартир, грузовой двор, казарма и водонапорная башня – единственное, что уцелело от того прежнего здания и по наши дни. Сам же комплекс в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века был перестроен и значительно расширен для обслуживания возраставшего с каждым годом пассажиропотока. Тогда же он и получил свой современный облик. До начала 90-х годов отсюда ходили поезда дальнего следования до Углича, Рыбинска и даже самый «медленный» из всех поездов до Санкт-Петербурга, следовавший почти сутки. В наши дни вокзал работает только на прием и отправку пригородных электричек и экспрессов, следующих в направлении Лобни, Дубны, Дмитрова и Савелово.

В 2008 году на вокзале был оборудован терминал для экспрессов, следующих в аэропорт Шереметьево, которые спустя два года перевели на Белорусский вокзал. Наравне с Рижским вокзалом, Савеловский работает не круглосуточно и закрывается на ночь.

Оба вокзала объединяют также попытки московских властей перепрофилировать их здания и перенести отправляющихся отсюда поезда на другие вокзалы мегаполиса. Однако, все подобные предложения были отвергнуты железнодорожниками как нецелесообразные с экономической и технологической точки зрения.

 

24.07.2017