Боевой железнодорожный ракетный комплекс

Бронепоезд

Работы по созданию подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с межконтинентальными боевыми ракетами начались в конце 1960-х годов. Ракета РТ-23 УТТХ и ракетный комплекс в целом разработаны КБ «Южное» в Днепропетровске, генеральный конструктор академик В.Ф. Уткин. Поезд и пусковая установка разработаны на базе четырехтележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135 тонн силами КБСМ, Ленинград, главный конструктор академик А.Ф. Уткин. В 1987-1991 гг. построено 12 комплексов.

В ракетный полк БЖРК входит следующий железнодорожный подвижной состав: 

1. Три минимальных пусковых модуля;
2. Командный модуль, включающий командный пункт, вагоны для размещения личного состава, всего 7 вагонов.
3. Вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов;
4. Три тепловоза ДМ62.

Минимальный пусковой модуль включает в себя три вагона: пункт управления пусковой установкой, пусковую установку и агрегат обеспечения. Каждая из трех пусковых установок, входящих в БЖРК, может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно. При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки. Дальность стрельбы 10100 км. Длина ракеты 23,0 м. Длина пускового контейнера 21,0 м. Максимальный диаметр корпуса ракеты 2,4 м. Стартовый вес ракеты 104,80 т. Масса ракеты с пусковым контейнером 126 т. Головная часть ракеты разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми блоками мощностью 0,43МТ и комплексом средств преодоления ПРО.

Это грозное оружие воплотило в себе все самые передовые технологии, надежность эксплуатации и изящность конструкторских решений. По договору СНВ-2 БЖРК сняты с боевого дежурства и в настоящее время ликвидированы.

Боевой железнодорожный ракетный комплекс поступил в музей Октябрьской железной дороги в 2006 году из Пермской области благодаря активной поддержке руководства ОАО «РЖД».

 

21.09.2017