Киевский вокзал Москвы

Киевский вокзал Москвы

В своем современном облике Киевский вокзал Москвы принял первых пассажиров в феврале 1918 года, заменив собой старое деревянное здания, обслуживавшее Московско-Киево-Воронежскую железную дорогу.

Несмотря на то, что прежний деревянный вокзал появился всего восемнадцатью годами ранее, вопрос о строительстве более просторного и функционального здания стал подниматься практически с первых дней его существования. Оно и понятно – стремительный рост стальных магистралей кратно увеличивал пассажиропотоки, разводить которые на небольших площадях было чрезвычайно сложно.

Общество Киево-Воронежской дороги в 1912 году заказало проект нового здания известному архитектору Ивану Рербергу, который его выполнил совместно с Вячеславом Олтаржевским. Изначально планировалось, что вокзал построят за два года – 1913-1915-й. Однако, планам помешала Первая мировая война, из-за которой сроки были увеличены – до 1918 года. К моменту своего открытия вокзал, называвшийся тогда Брянским, стал крупнейшим в Европе как по общей площади здания, превышавшей 36 тыс квадратных метров, так и по пропускной способности.

И хотя "пальму первенства" по масштабу очень скоро "перехватил" Казанский вокзал, Киевский по-прежнему остается одним из самых красивых в столице. Построенный в стиле неоклассицизма с элементами ампира и увенчанный 51-метровой башней, комплекс является одной из признанных достопримечательностей Москвы и охраняется как памятник архитектуры. Кстати сказать, часы на башне Киевского вокзала единственные в Москве после кремлевских курантов, которые до сих пор являются механическими. Специалисты говорят, что все чертежи в ходе реконструкций были утеряны и потому поставить сюда автоматику уже не представляется возможным. Именно поэтому при переходе на "летнее" или "зимнее" время, стрелки часов всегда переводились вручную.

Другой "изюминкой" вокзала является перронный зал со стеклянной крышей-дебаркадером, созданной архитектором Владимиром Шуховым по уникальной для своего времени конструкции арочных перекрытий.

За годы своего существования Киевский вокзал реконструировали трижды. Первый раз – в 40-х годах прошлого столетия, когда к нему пристроили вестибюль метро. В начале 80-х здесь сумели воссоздать элементы первоначальной внутренней отделки и соорудили помещение для автоматических камер хранения, а последние работы прошли в конце 90-х годов – начале 2000-х – здесь реконструировали дебаркадер, а самому комплексу возвратили первоначальный облик как фасада, так и внутреннего убранства.

В наши дни вокзал ежесуточно обслуживает до 60 тыс пассажиров, следующих в западном и юго-западном направлениях. Отправляющиеся отсюда поезда дальнего следования, связывают Москву с Брянском, Киевом, Одессой, Жмеринкой, городами Болгарии, Молдовы, Венгрии, Румынии, Сербии и Хорватии. Пригородные электрички Киевского направления курсируют в Апрелевку, Бекасово, Нару, Калугу и Малоярославец. "Аэроэкспрессы" соединяют вокзал с аэропортом Внуково.

 

24.07.2017