Центральная научно-техническая библиотека ОАО «Российские железные дороги»

Центральная научно-техническая библиотека ОАО «Российские железные дороги»

Центральная научно-техническая библиотека ОАО «Российские железные дороги» (до 1 октября 2003 г. - ЦНТБ МПС) - одна из старейших библиотек России. Она ведет свою историю от созданной в 1891 году товарищеской библиотеки Счетной части Управления казенных железных дорог. В 1918 г. коллегия НКПС приняла решение «Об учреждении специальной библиотеки по вопросам железнодорожного транспорта» на базе библиотеки Управления железных дорог Министерства путей сообщения России.

После преобразования в 1946 году НКПС в Министерство путей сообщения СССР изменяется и название ЦНТБ НКПС. Отныне она называется Центральная научно-техническая библиотека МПС СССР, и это название будет неизменным вплоть до 1995 г.

ЦНТБ МПС возглавляет сеть технических библиотек железных дорог СССР. История библиотеки неразрывно связана со становлением и развитием самого Министерства путей сообщения. Это наглядно подтверждается при знакомстве с богатейшими библиотечными фондами, содержащими разнообразную научную и техническую литературу – как новинки, так и издания прежних лет, в которых прослеживается история старейшего ведомства страны.

С 1940 г. в библиотеке издается библиографический указатель «Научно-технический прогресс на железнодорожном транспорте». С 1954 г. библиотека издает ретроспективный библиографический указатель-ежегодник «Железнодорожная литература», ежемесячно с >1993 г. - «Аннотированный указатель статей из иностранных журналов», «Аннотированный список переводов, поступивших в библиотечный фонд». С 1990 г. в перечень издательской продукции ЦНТБ МПС России входят отраслевые журналы: «Железнодорожный транспорт», «Автоматика, телемеханика и связь», «Локомотив», «Путь и путевое хозяйство», «Железные дороги мира».

Одной из важнейшей сфер деятельности библиотеки является накопление и хранение изданий и документов, связанных с вопросами железнодорожного транспорта. В её фондах представлены отечественные и зарубежные книги, журналы, депонированные рукописи, специальные виды литературы, такие как каталоги, стандарты, описания изобретений.

Только отечественных периодических изданий библиотека ежегодно выписывает около 200 наименований. Подписка на зарубежные издания насчитывает более 30 названий.

Для оперативного обслуживания читателей широко используются новейшие автоматизированные технологии, в частности программа «ИРБИС-32». Создан и пополняется электронный каталог.

1 июля 2008 г. Центральная научно-техническая библиотека – филиал ОАО «РЖД» была объединена с Центром научно-технической информации ОАО «РЖД», а с 7 сентября 2009 г. объединенная структура была переименована в Центр научно-технической информации и библиотек (ЦНТИБ) – филиал ОАО «РЖД».

Основными направлениями библиотечной деятельности ЦНТИБ – филиала ОАО «РЖД» и возглавляемых ею дорожных ЦНТИБ на сегодняшний день являются:

- всестороннее освещение в рамках Концепции информационной политики ОАО «РЖД» деятельности акционерного общества, путей решения актуальных научно-технических, экономических, производственных и социальных проблем отрасли;

- активное содействие формированию корпоративной культуры ОАО «РЖД», развитию взаимодействия с регионами Российской Федерации, пропаганде инвестиционной политики;

- библиотечно-библиографическое и информационное обеспечение мероприятий, направленных на обобщение передового отечественного и зарубежного опыта работы железнодорожного транспорта, результатов научных исследований и разработок, совершенствование технологии эксплуатационной работы и системы организации труда на железных дорогах, освоение новой техники и передовых технологий. 

Здание, где с 1937 г. до октября 1979 года располагалась Центральная техническая библиотека НКПС, впоследствии – Центральная научно-техническая библиотека МПС СССР. Архитектор - М. Бугровский.

Особняк (Городская усадьба, 1898-1912 гг. дом Стахеева, улица Новая Басманная, д № 14) построил сибирский чаеторговец Стахеев, переехавший в Москву и вложивший средства в самые разные предприятия: добычу угля в Донбассе, нефти на Эмбе и в недвижимость в Москве. Перед домом - фонтан, сделанный в Париже – чугунная женская фигура «Богиня ночи», изготовленная в парижской мастерской в конце ХIХ века. Есть сведения, что Стахеев разорился. Особняк его занимала вдова Саввы Морозова, вышедшая замуж после его смерти за московского градоначальника. После 1917 г. особняк национализировали и передали НКПС, и там в разное время находились различные учреждения – клуб железнодорожников имени Дзержинского, Деловой клуб транспортников, ВОЛТ, («Всесоюзное объединение лесной и деревообрабатывающей промышленности на транспорте») и Центральная техническая библиотека НКПС. С 1917 до 1922 года улица называлась улицей Коммуны. В 1940 г. дом отдали под клуб детей железнодорожников, где он и находится до сих пор.

Дом замечателен тем, что передает дух застройки Москвы того времени в стиле типичной эклектики. Кроме того, богатые интерьеры его внутренних помещений являются ценнейшим памятником прикладного искусства, они отделаны в мавританском, готическом, барочном стилях десятками видов ценного дерева, естественного - лучше натурального камня, мрамора.

 

24.11.2017